Фраза до сих пор активно цитируется публицистами (не историками), в качестве подлинных слов И.В.Сталина. Где, когда, по какому поводу он их написал, сказал на митинге, партсобрании, в узком кругу — не уточняется… Иногда признаётся, что никакого фактического подтверждения нет, просто дескать, очень похоже на этого кровавого тирана, можно предположить, что он нечто подобное мог сказать …. Видимо источником мифа является художественное произведение «Дети Арбата» А.Рыбакова. … См. статью Валерия Лебедева ниже.
--
Мы склоняемся к версии,что фразу придумал и использовал в "Детях Арбата" А. Рыбаков. Никаких других источников просто не существует.
В своей статейке "Если-бы Горбачёв был решительнее" некто Валерий Лебедев пишет о таком разговоре с Рыбаковым:
В одной из своих статей, которая ему особенно понравилась я воспроизвел известный афоризм Сталина: «Есть человек — есть проблема. Нет человека — нет проблемы!». Анатолий Наумович впился: где говорил это Сталин? В каком своем произведении? Или в записке? Или в какой речи?Я задумался. Ответил так: Зная немного психологию Сталина, предполагаю и даже уверен, что таких вот в точности слов он никогда публично не говорил. И не писал. Он же был великий актер в политике и не позволил бы себе раскрыть свою сущность. Такую откровенность он мог бы позволить себе только в очень узком кругу своих «соратников», а, вернее, холуев. Где я это читал? Да как-то расплывчато. Висит в воздухе. Много где. В мемуарах… В публицистике. Эта фраза стала своего рода штампом для обозначения той эпохи. — Значит, не помните точно, где? — Точно — нет. — Так вот именно, — вскричал Анатолий Наумович с юношеской живостью, — я ее сам придумал ! Впервые в «Детях Арбата» эту фразу Сталин как раз и произносит. Я сочинил — и вложил в уста Сталину! Я же написал этот роман за 20 лет до его публикации в 1987 году. И оттуда она пошла гулять, и никто уже не помнит, откуда она взялась. Я, я автор этого афоризма. И вот — никто не помнит и не знает… В последних словах прозвучала нескрываемая горечь. Я встал и пожал его руку. — Анатолий Наумович! — сказал я с неподдельным волнением и даже пафосом. -Если так, то разрешите мне вас поздравить и выразить восхищение. Ибо вам в нескольких словах удалось удивительно точно передать всю суть сталинского подхода к людям. Его психологию. Знаете, это лучше, чем у Фрейда с его оговорками. А то, что никто не помнит — еще лучше. Стало быть, фраза стала народным присловьем. Вы создали истинно народное произведение. Знаете, как народная песня. Или былина. — Вы так действительно считаете? — Абсолютно. Высшее признание для творца — это когда его имя забывают, а произведение помнят, оно становится безымянным, зато — народным. — Ну, вы меня успокоили. А я то…переживал, знаете ли. Везде эта фраза — и никогда нет никакой отсылки. Вот и у вас тоже.