«Натиск восторга» – так можно было бы назвать эту выставку в Оренбургском музее изобразительных искусств. Но автор Ирина Григорьева назвала её просто «Альбом акварелей». Потому что заявляет о себе не словами, а красками.
— Ирина, год назад ты представляла свои работы в Галерее искусств «На Пушкинской». И вот новая встреча – в музейных стенах…
— Инициатором нынешней выставки была Лидия Сергеевна Медведева, которую я уважаю и как профессионала, и как человека. Для меня попасть в круг её интересов почётно. И выставиться в музее – это большая честь. К этим стенам допущены не все. Я очень рада, что эта выставка состоялась.
— В афише ты представлена как член Московского Союза художников. Ты ощущаешь себя своей среди столичных коллег?
— Пока нет. Формально я член МОСХа. Участвую во всех выставках, которые он устраивает. Однако знакома с немногими. Но у меня есть группа художников, с которыми я общаюсь, которые мне близки по духу. Недавнее участие в выставке на Кузнецком мосту позволило мне расширить круг знакомств и единомышленников.
— Есть художники, которые всю жизнь подступаются к одной-единственной персональной выставке. А ты уже через год сумела заполнить четыре музейных зала…
— Я была к этому готова. Часть работ в нынешней экспозиции — с той выставки, часть предоставили коллекционеры. Часть привезла из Москвы. «Аэрофлот» прекрасно ко мне относится. Ни разу ничего не разбили, не помяли.
— Ты работаешь циклами: цветы, балет, чаепития…
— В этом году у меня серия садовниц. Работала над ним в Оренбурге. Было интересное состояние: солнце будто сквозь дымку. Белёсое небо, дымка цветения, когда сад колышется розовым, голубым, зелёным облаком. Это впечатление и легло на бумагу. А сериями пишу потому, что акварель нельзя поправить. Написала лист. Если что-то не удовлетворяет, пишу другой. Поэтому получаются циклы или серии. Для того чтобы что-то уловить, почувствовать, всегда требуются повторы.
— Ты начинала свой путь с того, что писала маслом. Что заставило тебя перейти к акварели?
— Масляные работы я писала очень яркие. С понятными образами. Всё было чётко скомпоновано. Не было туманности или недосказанности. Но акварель позволяет мне выразить то, что я хочу и как хочу. И в конечном итоге быть оригинальной. В МОСХе была гигантская выставка графики. Я прошла её всю — от картинки до картинки, каждую проанализировала. И нашла только одного единомышленника. И несказанно этому обрадовалась. Собиралась с ним познакомиться. Но выяснилось, что это очень пожилой художник, который в прошлом году умер. А ты знаешь, что есть художники, которые пишут акварелью на холсте? Я видела. Но ради чего? По-моему, это относится к разряду шоу.
— Сложно заниматься акварелью?
— Сложно. Её тяжело ухватить, обуздать. Подчинить себе и не нарушить её красоты. У меня как-то спросили: что такое работа над акварелью? Был как раз чемпионат мира по футболу. И я подумала: акварель — это спортивная игра. Если закончено вничью, значит, работа удалась. То есть ни я не выкручиваю ей руки, ни она мне. Вот когда вничью складывается противостояние с акварельным листом, тогда это удача. Если ты подходишь к листу и знаешь, что у тебя сейчас получится, лучше не подходить. Тебе должно быть неизвестно, как он себя поведёт.
— На выставке был представлен каталог твоих работ, который сделала Ксения. Ты довольна, что дочь стала дизайнером?
— Конечно. Хотя если бы она захотела стать врачом, мы бы ей не мешали. Но она выбрала коммуникативный дизайн. И вполне комфортно себя в этом чувствует. Она окончила магистратуру Московской художественно-промышленной академии им.. Строганова с красным дипломом. Её дипломная работа — подарочный альбом и серия книг к 150-летию Максима Горького — получила высокую оценку преподавателей. Каталог, который выпущен к этой выставке – полностью её заслуга. Она сделала макет, вела его, переписывалась с типографией. И афиши делала, и пригласительные билеты. Это очень красиво. Мне нравится. Хотя я капризный заказчик.
— Максим подарил тебе альбом выдающегося акварелиста Артура Фонвизина. Тебе важна поддержка мужа?
— Важна. Максим меня всегда поддерживает. И я к нему прислушиваюсь. Акварель — она не сразу поддаётся. И здесь важна поддержка. Максим говорит: ты пиши, пиши. Акварель действительно требует постоянных упражнений. Нужно писать каждый день. Бывает, когда месяц не удаётся поработать. И сразу выпадаешь. И начинаешь потом как с чистого листа. Акварель – женщина ревнивая. Она не терпит измен. Ей нужно постоянно оказывать внимание. Тогда она поверит и позволит себя завоевать.