В действующим законодательством РФ в качестве муниципального координирующего органа в сфере детства продекларированы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), что однако никак не расшифровано федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
В России в настоящее время существует особый «переходный период» от существующей системы профилактики к зарождающейся ювенальной системе с ее центральным ядром – ювенальным правосудием (судами). Поэтому часть правоведов‑юристов, консервативно настроенных, весьма осторожно упоминает суды при рассмотрении их места в системе профилактики и не считают их «центральным звеном» при решении вопросов несовершеннолетних. Такой скепсис до некоторой степени оправдан, в условиях существующих реалий. Некоторые – склонны считать, что КДН и ЗП в новой системе законодательных координат и в новых условиях рыночной экономики утратили свое значение. На наш взгляд – это издержки переходного периода и при условии нового подхода к решению проблем можно и необходимо наполнять новой жизненной силой, новым содержанием, оправдывавших себя в течение многих десятилетий такой институт как Комиссии.
Ситуация по делам и защите прав несовершеннолетних в стране не позволяет просто прекратить работу соответствующих комиссий — необходима либо полноценная замена, либо модернизация. Ранее сенатор Совета Федерации Елена Мизулина заявила, что комиссии по делам несовершеннолетних могут быть ликвидированы. Именно такое предложение стало одним из итогов состоявшихся в Совфеде парламентских слушаний «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка».
«Комиссия нарушает все принципы права и демократии, которые предусмотрены нашей Конституцией. Дело в том, что человек, который составляет протокол об административном правонарушении ребенка или взрослого, он же участвует в качестве судьи», — подчеркнула Мизулина. Она добавила, что это орган юстиции, который обладает полномочиями применять меры административного наказания и к родителям, и к детям.
«То есть если мы сохраняем комиссии, из них нужно исключить всех, кто участвует в обследовании условий жизни ребенка, в составлении соответствующих актов, протоколов правонарушений и пр. Поскольку логично, что тот, кто составил такие акты, будет защищать обоснованность и законность своих действий. Это грубейшее нарушение всех правил независимого правосудия. В этом есть опасность созданной системы», — пояснила сенатор.
На наш взгляд давно назрела необходимость закрепления статуса данных комиссий в федеральном законодательстве, т. к. Правительственная комиссия по своей сути является федеральным органом исполнительной власти. Не лишним будет напомнить, что проект ФЗ «Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних» был принят в первом чтении Государственной Думой РФ еще 7.07.2001 г., но затем эта работа была прекращена. С содержательной точки зрения Федеральный закон должен был обеспечивать не только защиту, но и охрану прав несовершеннолетних и их родителей в процессе рассмотрения комиссий материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия.
Основное назначение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координация деятельности различных субъектов профилактики.
В ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ указано, что районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10 и 20.22.
Необходимо отметить, что уже сейчас активисты предлагают частично передать эту функцию мировым судьям. На наш взгляд, не следует торопиться и дробить административно-юрисдикционную функцию комиссий. Следует учитывать, что мировые судьи и так перегружены.
Хотелось бы привести еще один довод против передачи (даже частичной) административно-юрисдикционной функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав мировым судьям. На Пленуме Верховного суда РФ 27 января 2005 г. справедливо подчеркивалось, что большинство дел об административных правонарушениях рассматривается мировыми судьями, а это, как правило, молодые люди с небольшим стажем работы и, следовательно, не имеющие достаточной профессиональной подготовки. Конечно же, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав нуждаются в реформировании — весь вопрос в том, как это сделать, чтобы не навредить.
Считаем, что реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможно через повышение координирующей, ведущей роли комиссий в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для этого необходимо предпринять следующее:
1. Следует решить проблему кадрового обеспечения комиссий, поскольку во множестве из них состоит лишь один штатный работник, что явно ненормально;
2. Целесообразно установить ответственность субъектов профилактики за неисполнение постановлений комиссий, а также за непредоставление комиссии информации, предусмотренной законом;
3. Необходимо исключить порочную практику включения штатных работников в состав отдела по делам молодежи, органа управления образованием, которые сами являются субъектами профилактики;
4. Выделить в составе КПД и ЗП отдельные комиссии по административным делам.
Таким образом, первым шагом по реформированию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могло бы стать повышение авторитета комиссий и четкое определение их ведущей роли в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Подписывайтесь на наш канал:
zen.yandex.ru/id/5b5985122bf27f00a96028b0