Британцы славятся своим консерватизмом. Во многих моментах они предпочитают игнорировать веяния моды, оставаясь верными себе. Современный Rolls-Royce Phantom построен по тем же правилам, что и его предки 60 лет назад, но традиции в нем удачно совмещены с новыми технологиями. Британские танки тоже пошли своим путем, и самый новый ОБТ с Туманного Альбиона – не исключение. Сегодня мы посмотрим – насколько допустимо использование старых правил в современной бронетехнике.
Танк со сложной судьбой
В конце 1980-х годов британское танкостроение начало терять былое величие. Масштабный проект MBT-80, который должен был стать ответом на советский Т-64, отменили. К тому же революция в Иране поставила крест на покупке уже произведенных танков Shir-2. В итоге, иранский заказ начали превращать в новый ОБТ британской армии – Challenger 1. Машина получилась посредственной, и по большинству параметров уступала немецким и американским конкурентам.
Вероятно, разработчики «Челленджера» лучше всех понимали свои ошибки, и спустя три года после разработки Challenger 1 заявили о создании второй версии танка. Представители Министерства обороны согласились принять но вооружение новинку при условии ее доработки по 11 пунктам. Исправленный Challenger 2 был готов летом 1991 года. Были проведены сравнительные испытания с американским M1A2 Abrams и немецким Leopard 2A5, по итогам которых правительство выделило 520 тысяч фунтов для первой партии в 127 полноценных танков и 13 тренажеров.
В 1994 году начался новый этап войсковых испытаний танка: машины проходили многокилометровые марши и отстреливали сотни снарядов. Военные остались довольны, и в следующем году первые «Челленджеры 2» поступили на вооружение. Но серийные машины оказались хуже, или же испытания проводились предвзято – эксплуатация выявила ряд критичных недостатков. В частности, СУО машины оказалась крайне ненадежной, что негативно сказывалось на качестве стрельбы.
114 из 150 построенных танков были отозваны на заводы Vickers Defence Systems для устранения неполадок. Процесс затянулся до 1997 года: после очередных испытаний эксплуатационной надежности (ISRD) в Бовингтоне Challenger 2, наконец, начал заменять своего предшественника в строевых частях.
Старомодная конструкция
По концепции «Челленджер 2» был копией своего предшественника. Форма башни и корпуса осталась прежней, а основные изменения коснулись новой электроники и бронирования танка. Так, комбинированную броню «Чобхэм» заменил материал «Дорчестер», состоящий (предположительно) из амортизирующего слоя, стали и керамики. Дополнительно танк может оснащаться блоками динамической защиты ROMOR.
Для улучшения пассивной защиты для танка разработан ряд специальных камуфляжей и покрытий, которые призваны снизить его видимость в тепловом спектре. Дополнительно за маскировку отвечает два 5-зарядных дымовых гранатомета L8, которые могут метать осколочные заряды и постановщики ИК-помех. Так же дымовую завесу может поставить система VIRSSS, работающая по принципу советских ТДА – впрыскивая топливо в выпускной коллектор.
На видео можно увидеть процесс раздельно-картузного заряжания изнутри
Пожалуй, самой необычной особенностью «Челленджера» стал подогреватель (boiling vessel), предназначенный для разогрева пищи. К слову, в британских танках это не ново, и на послевоенном «Центурионе» он тоже был.
Но самый главный атавизм британского ОБТ – это его орудие. Нарезная пушка ROF L30A1 практически аналогична таковой на танке Chieftain. Главное отличие – длина ствола, увеличенная до 55 калибров. Это единственный современный танк с нарезным орудием. И здесь дело не только в британском упрямстве. Гладкоствольные пушки стали порождением кумулятивных средств поражения, так как излишнее вращение в канале ствола преждевременно разрушало кумулятивную струю. Кроме того их ресурс выше, чем у нарезных орудий. Но точность нарезных орудий значительно выше.
Британцев это устраивало по двум причинам: во-первых, основным снарядом был выбран HESH боеприпас, который одинаково успешно может применяться против легкобронированной техники и укреплений. Кроме того, он наиболее эффективен на больших дистанциях, где точность нарезной пушки очень кстати. С другой стороны, ресурс орудия L30A1 был значительно повышен благодаря использованию электрошлаковой переплавленной стали (впервые в западной практике). Так, британский танк является своеобразным рекордсменом: во время войны в Персидском заливе иракский танк был поражен с дистанции в 5,1 километра.
Еще одной особенностью орудия «Челленджера 2» является раздельно-картузное заряжание. Для зарядки необходимо сперва отправить в казенник снаряд, а затем метательный заряд (картуз). Воспламенение производится с помощью запальных трубок, которые отдельно устанавливаются в клин. Такой метод требует дополнительных усилий от заряжающего, а на пересеченной местности скорость зарядки может упасть в разы. Положительной стороной картузного заряжания является возможность сэкономить место на боеукладку, и разделить выстрел на три составных части, что снижает вероятность детонации боеукладки при попадании. Боекомплект танка состоит из 52 снарядов, уложенных в бронированные контейнеры. Пространство между ячейками заполнено специальным пламегасящим составом.
В остальном – пушка Challenger 2 весьма соответствует времени. Канал ствола хромирован, а снаружи его укрывает термозащитный кожух, который снижает влияние перепада температур на точность стрельбы. Помимо HESH снаряда, в боекомплект танка входит ОБПС L27A1 и дымовые снаряды с белым фосфором – L34. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.
С пушкой L30A1 спарен 7,62-мм пулемет L94A1. L37A2 такого же калибра установлен у люка заряжающего. Возможна его замена дистанционно-управляемым модулем, который вместо стандартного пулемета может нести крупнокалиберный M2HB или автоматический гранатомет.
Дизельный мотор Perkins 26.6 litre CV 12 является незначительной модернизацией двигателя Challenger 1. Инженеры планировали установку 1500-сильного варианта, но военные предпочли проверенную конструкцию. При массе танка в 62,5 тонны, удельная мощность составила 19,2 л.с.\т. Максимальная скорость по пересеченной местности составила 40 километров в час. После модернизации 2010 года танки получили немецкие трансмиссию и мотор MT-883 Ka-500 мощностью в 1500 сил. Объема стандартных топливных баков (1592 литра) достаточно на 450 километров пути по шоссе. А с использованием подвесных баков запас хода повышается до 600 километров.
Ходовая часть «Челленджера 2» состоит из 6 сдвоенных опорных катков с каждой стороны. Гидропневматическая подвеска второго поколения от William Cook Defence обеспечивает приемлемую плавность хода по пересеченной местности, но ее энергоемкость достигла предела, и при дальнейшем увеличении массы танка без замены узла не обойтись.
В основе СУО машины лежит цифровой баллистический вычислитель с двумя 32-битными процессорами. Командир получил панорамный прицел Sagem VS 580-10 с гидростабилизацией и лазерный дальномер. Также имеется прицел TOGS II с ночным и тепловизионным каналом. Для лучшей осведомленности на поле боя танк оснащен камерами в корме корпуса и на башне.
Итоги
Challenger 2 выделяется на фоне большинства современных ОБТ. Консервативные решения, вроде картузного заряжания и нарезной пушки, ограничивают возможности машины, одновременно добавляя ей преимуществ. Но как показал опыт боевого применения Challenger 2 в Ираке, у компромиссной конструкции больше недостатков, чем преимуществ. Подробнее об этом мы поговорим во второй части материала.