Найти тему

Эксперт: «Туркменистан − связующее звено между Индией и ЕАЭС»

Посольство Казахстана в Нью-Дели в первых днях ноября организовало четырёхстороннюю встречу представителей Казахстана, Ирана, Индии и Туркменистана. Представители четырёх стран обсудили вопросы трансграничных связей в аспекте привлечения индийского бизнес-сообщества к эксплуатации восточной ветки транспортного коридора Север-Юг.Соорганизаторами встречи стали Федерация ассоциаций экспедиторов Индии и акционерное общество «Казахстан Темир Жолы Экспресс». Мероприятие прошло под патронатом Министерства торговли и промышленности Индии.Стороны рассмотрели вопросы налаживания транспортных связей между портами Мундра Гуджарата в Индии и Бандар Аббасом в Иране с подключением железнодорожной сети Иран-Туркменистан-Казахстан. Идея встречи заключалась не только в доступе к рынкам не имеющего выхода к морю региона, но и в создании коридора для импорта природных ресурсов из региона за более короткий период, чем в настоящее время. Стороны также договорились о реализации пилотного предложения товаров по маршруту Казахстан-Туркменистан-Иран-Индия до начала следующего года.­− Полное раскрытие потенциала взаимовыгодной торговли между ЕАЭС и Индией зависит напрямую от транзита через Иран и Туркменистан. С такой точкой зрения с centralasia.news поделился политолог Валерий Чумакин.− Официальный старт переговорам по заключению соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Индией был дан в июне 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме. Несмотря на активное сотрудничество Беларуси, России и Казахстана с Нью-Дели во многих сферах, ЗСТ позволит нарастить торговлю еще сильнее. Однако, по мнению, полное раскрытие потенциала ЗСТ возможно только при условии транзита через Иран и Туркменистан. Собеседник рассказал о том, в каких сферах Нью-Дели сотрудничает со странами ЕАЭС, какие проекты Индия реализует в Центральной Азии, − рассказал «Евразия.Эксперт» научный сотрудник Центра центрально-евразийских исследований Мумбайского университета Пратамеша Карле.Эксперт считает, что транзит через Иран и Туркменистан – важнейший аспект полного использования потенциала ЗСТ. По мнению аналитика калийные удобрения жизненно необходимы миллионам индийских фермеров, и они зависимы от ежегодных поставок.− Ежегодно экспортируемым в Индию калийным удобрениям с большой долей вероятности могут привлечены объёмы различных удобрений из Туркменистана, который сейчас активно развивает это направление экономики. В стране производят, калий, карбомид и фосфорные удобрения. Этот маршрут позволит нарастить экспортный потенциал станы, не говоря уже о транспортно-транзитных выгодах, − отмечает политолог Валерий Чумакин.− В транспортном секторе Индия в данный момент сосредоточена на развитии транспортной связности в ирано-афганском секторе. Она намерена построить железную дорогу протяженностью 610 км от Чехбехара до Захедана. После этого ее свяжут с Заранджем в Афганистане. Индия также исследует возможности участия в проекте железной дороги Мазари−Шариф – Герат, которая сделают для Афганистана и Узбекистана более доступным порт Чехбехар, а также свяжет Индию и Узбекистан. Присоединение Индии к Ашхабадскому соглашению и ее решение присоединиться к конвенции МДП подстегнут реализацию существующих и инициализацию новых проектов, - отмечает Пратамеша Карле.По словам исполняющего обязанности генерального директора АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Кайрата Саурбаева, за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке зерна на Каспии увеличатся уже в этом году с 16-ти до 26 млн тонн. Также он отметил, что нацкомпания будет использовать альтернативный путь погрузки зерновых культур в Афганистан, Иран и Ирак через пункт перехода «Болашак» транзитом через Туркменистан.Индийскому бизнес-сообществу представлены логистических возможности восточного отделения транзитного коридора «Север-Юг».На встрече было подписано Соглашение о транспортных и экспедиторских услугах по железной дороге между АО «Казахстан Темир Жолы Экспресс» и индийской логистической компанией Tuberose Logistics. Документ предусматривает конкретные шаги двух сторон по развитию сотрудничества.