Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Лучшие песни 70-х годов из Топ-500 (выпуск 18)

Мы добрались до самого первого года десятилетия, до 1970. Песен из этого года в Топ-500 попало много, 18 композиций. Поэтому год будет разбит на три выпуска от самых дальних к самым высоким. Год знаменателен тем, что в этот год распались The Beatles и все битлы выпустили сольные альбомы. Интересно, что их композиции тоже попали в Топ-500 наравне с песнями Битлз с альбома Let It Be этого же года. Но об этом чуть дальше, а пока на 474 месте расположился Ван Моррисон с песней Into the Mystic.

Ван Моррисон (настоящее имя Джордж Айван Моррисон) ирландец из Ольстера. Я с его творчеством знаком совсем слабо. Энциклопедия говорит, что в 1970 году Моррисону было 25 лет и он к тому времени был достаточно широко известен, как участник группы Them. В этой группе в качестве сессионного музыканты играл Джимми Пэйдж ещё в середине 60-х. Во время гастролей с группой The Doors в 1966 году Моррисон покинул коллектив и стал работать сольно. Стиль, которому Моррисон не изменял с самого начала - южный блюз в сочетании с ирландским фолком. Для него даже придумали своё название - кельтский соул. Судя по всему исполнитель очень интересный, так что с удовольствием предлагаю послушать его Into the Mystic

А вот и битл. На 460 месте одна из самых известных композиций Джорджа Харрисона My Sweet Lord - прекрасная песня. У этой композиции интересная статистика. Во-первых, это первый сингл, который выпустил кто-нибудь из битлов. Несмотря на то, что все они к ноябрю 1970 (когда была выпущена My Sweet Lord) уже записали сольные альбомы, синглов они не выпускали. Во-вторых, это песня вместе с Bohemian Rhapsody группы Queen делят абсолютный рекорд - обе композиции дважды занимали первое место в британском хит-параде. Вообще песня, посвящённая Кришне была написана Джорджем для Билли Престона - чернокожего клавишника, который был пятым битлом на записи альбома Let It Be. Престон клавишник прекрасный, ему посвящал композицию сам Майлз Дэвис в 1969 году. Однако есть и ложка дёгтя - Харрисона обвиняли в плагиате, поскольку мелодия композиции была похожа на мелодию одной из песен американского женского квартета The Chiffons. Тяжба длилась долго. в итоге пришли к компромиссу, обозвав заимствование "непреднамеренный плагиат", что скорее всего и было правдой. Второй раз песня стала лидером в 2002 году, когда была перевыпущена по печальному поводу - сразу после смерти Джорджа.

На 414 месте американский дуэт The Carpenters, на самом деле дуэт так не назывался, так его назвал народ. А так это был просто вокально-инструментальный дуэт брата и сестры по фамилии Карпентер (то есть Полтниковы). Композиция We've Only Just Begun. Дуэт занял свою нишу, в бушующем море хард-рока не могли не иметь успеха спокойные лиричные композиции с хорошими мелодиями - просто на контрасте. Только этим я объясняю непонятный мне бурный успех хорошего дуэта Simon & Garfunkel в это же самое время. Дуэт хороший, но, на мой взгляд, переоценённый

На 410 месте эклектичный фанк-психоделический коллектив Sly & the Family Stone. Композиция называется сложно - Thank Me (Falettinme Be Mice Elf Agin). Коллектив смешанный женский/мужской и чёрно-белый, выступал на Вудстоке, они уже были в моих выпусках годом позже, будут и ещё. Поэтому на этот раз просто поставлю эту композицию без комментариев.

На 402 месте подростковая соул-группа The Five Stairsteps, своего рода предтеча Jacksons 5 с Майклом Джексоном. В своё время они были известны тем, что каждый сингл становился хитом в начале 70-х. Это их первая удачная композиция O-o-oh Child. Присутствие огромного количества соул-исполнителей даже второго эшелона в сугубо хард-роковый период популярной музыки я объясняю всё-таки тем, что Rolling Stone издание американское и им без этого никак нельзя. Хотя, думаю, в Европе и слышать не слышали половины лауреатов Топ-500 в стиле соул и ритм-н-блюз. Но раз есть в списке, надо упомянуть. Я пишу выпуски без купюр.

Ну и закончу я сегодняшний выпуск один из самых известных американских фолк-рок коллективов Crosby, Stills, Nash & Young, квартете, который берёт начало из групп The Byrds, The Hollies и Buffalo Springfield. Трио из первых трёх фамилий год назад пополнилось самым известным членом квартета канадцем Нилом Янгом и они уже успели вчетвером сыграть на Вудстоке. В 1970 году их композиция Ohio стала ответом на расстрел студенческой демонстрации в Кентском Университете - бывали и такие эпизоды в американской демократии. Вот она и попала в Топ-500 из 1970 года на 395 место.

Как видим, из конца списка Топ-500 в 1970 году три композиции, которые у нас принято называть "авторской песней" или "бардовской песней", а на западе почему-то именуют фолк-роком, две композиции представляют эстрадный вариант соула и лишь светлая песня Джорджа Харрисона опосредованно относится к року и скорее просто над стилем.

Я понимаю, что в нашем представлении 1970 год должен быть заполнен хитами рок-коллективов. Они и будут, но повыше. А по факту меня не оставляет ощущение, что мы не совсем верно представляем себе эпоху. Даже ангажированностью американского издания Rolling Stone нельзя объяснить наличие в Топ-500 в этот период времени большого количества коллективов далёких от рок-музыки. Стало быть и их слушало и слушает большое количество народа, по крайней мере в США, хотя они и не отличаются сильно развитым музыкальным вкусом в отличие от европейского слушателя. Это моё личное мнение, если что.

А пока - до встречи!

Другие выпуски из серии про "Лучшие песни всех времён" из Топ-500 журнала Rolling Stones по годам можно посмотреть по следующим ссылкам:

Вводный критический обзор

Семидесятые - выпуск 1 (1979), выпуск 2 (1979), выпуск 3 (1978), выпуск 4 (1977), выпуск 5 (1977), выпуск 6 (1976), выпуск 7 (1975), выпуск 8 (1975), выпуск 9 (1974), выпуск 10 (1973), выпуск 11 (1973), выпуск 12 (1972), выпуск 13 (1972), выпуск 14 (1972), выпуск 15 (1971), выпуск 16 (1971), выпуск 17 (1971)

Восьмидесятые - выпуск 1 (1989), выпуск 2 (1989), выпуск 3 (1987-1988), выпуск 4 (1987), выпуск 5 (1985-1986), выпуск 6 (1984), выпуск 7 (1983), выпуск 8 (1982), выпуск 9 (1980-1981)

Девяностые - выпуск 1 (1995-99), выпуск 2 (1994), выпуск 3 (1992-93), выпуск 4 (1990-91)

Двухтысячные - выпуск 1 (2006-2009), выпуск 2 (2004), выпуск 3 (2003), выпуск 4 (2002), выпуск 5 (2000-2001)