Найти тему
mikhail.krivyy.com

Почему в России такие медленные поезда?

В комментариях к публикациям о железной дороге золотой нитью проходит тема низких скоростей. Давайте разберемся, действительно ли у нас медленные поезда и решим, что такое быстро, а что такое медленно?

Ссылки на видеодоказательства в конце публикации.

Чтобы более предметно говорить о скоростях, нужно четко разделить поезда по типам.

Поезда дальнего следования под электровозами

Это один из самых распространенных типов поездов в России. Сюда входят составы с традиционными купейными, плацкартными и сидячими вагонами. Эти поезда могут идти полдня, могут идти всю ночь, а могут иди почти 7 дней до Владивостока. Сюда же попадают и дневные экспрессы, такие как Москва — Воронеж и Москва — Ярославль.

В России самая распространенная максимальная скорость поездов такого типа колеблется в пределах 100-120 км/ч. Иногда, в редких случаях, такие поезда могут разгонятся до 140 км/ч.

Участков, где поезда дальнего следования разгоняются до 140 км/ч совсем немного. Такие скорости развивают отдельные поезда на железных дорогах Санкт-Петербург — Москва, Москва — Минск — Брест, Санкт-Петербург — Выборг и др.

Чтобы поезд разогнался до 140 км/ч нужно, чтобы и инфраструктура на участке позволяла, и локомотив с вагонами, и график следования был соответствующий.

Электровоз ЧС7 — конструкционная скорость 160 км/ч, но по факту больше 140 км/ч  в регулярной эксплуатации не ходит.
Электровоз ЧС7 — конструкционная скорость 160 км/ч, но по факту больше 140 км/ч в регулярной эксплуатации не ходит.

Примеры:

— Поезд №17 Москва — Ницца разгоняется до 140 км/ч под электровозом ЧС8 в Смоленской области.

— Поезд №35 Санкт-Петербург — Адлер разгоняется до 140 км/ч под электровозом ЭП2К на участке между Малой Вишерой и Бологое в Новгородской и Тверской областях.

Отдельно стоит отметить два поезда: «Невский экспресс» и Москва — Хельсинки. Первый скорее относится к высокоскоростным поездам и идёт с максимальной скоростью 200 км/ч. Для «Невского экспресса» построены специальные вагоны, а поезд водят электровозы ЭП20 и ЧС200.

Поезд Москва — Хельсинки проходит расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 6 часов 39 минут. Это рекордное время на этом участке среди поездов дальнего следования. Поезд в основном состоит их вагонов габарита РИЦ, построенных на базе Siemens Viaggio Classic и ведётся электровозом ЭП20.

Тут важно отметить, что максимальная скорость имеет достаточно опосредованное отношение к времени в пути, которое зависит от маршрутной скорости (средней с учётом остановок).

«Невский экспресс» под ЧС200-010 на скорости 200 км/ч.
«Невский экспресс» под ЧС200-010 на скорости 200 км/ч.
«Невский экспресс» под ЭП20-017 на скорости 200 км/ч.
«Невский экспресс» под ЭП20-017 на скорости 200 км/ч.

Сравнивать ночные поезда с другими странами сложно, но можно. В целом наши поезда действительно медленнее европейских, где самой распространенной максимальной скоростью на магистральных линиях является скорость 160 км/ч. Некоторые ночные поезда могут разгонятся и до больших скоростей, но это уже не совсем типичные случаи, каждый из которых нужно рассматривать отдельно. Тот же поезд Москва — Ницца разгоняется в Австрии до 200 км/ч.

Ещё важно отметить, что наши пассажирские поезда больше по размерам и тяжелее своих европейских братьев.

Поезда дальнего следования под тепловозами

Этот случай мало отличается от предыдущего, за исключением того, что скоростей выше 120 км/ч ни один поезд в России не развивает. Обычная максимальная скорость для поездов дальнего следования в России колеблется от 80 до 100 км/ч.

Примеры:

— Поезд №22 Москва — Лабытнанги разгоняется до 120 км/ч на Печорской магистрали между Коношей и Котласом.

— Поезд №87 Санкт-Петербург — Смоленск разгоняется до 120 км/ч между Бологое и Лихославлем. Это железная дорога Санкт-Петербург — Москва, по которой ходят «Сапсаны».

ТЭП70 — главный пассажирский тепловоз страны. Конструкционная скорость — 160 км/ч. Но и до 120 км/ч разгоняется крайне редко.
ТЭП70 — главный пассажирский тепловоз страны. Конструкционная скорость — 160 км/ч. Но и до 120 км/ч разгоняется крайне редко.

В Европе поездов дальнего следования под тепловозами совсем немного. Скорость пассажирских спальных поездов под тепловозами в Испании достигает 160 км/ч, а в пассажирских дневных поездов под тепловозами в Великобритании — 200 км/ч. Это быстрее наших, но ещё раз повторюсь, тепловозных веток с активным движением в Европе совсем мало. Обычно это медленные второстепенные железные дороги.

Высокоскоростные поезда «Сапсан»

Это самый простой случай. В высокоскоростном движении мы уступаем практически всем странам, в которых такое движение есть. Это не только Китай, Германия, Япония и Франция, но и Турция, Испания, Саудовская Аравия, Южная Корея и другие.

Обычно высокоскоростные поезда ходят по выделенным железным дорогам со скоростями 250-320 км/ч. Вы наверняка вспомните Шанхайский маглев, и рекорд в 574.8 км/ч на TGV, но я их не учитываю. Маглев это не железная дорога, а на железной дороге я учитываю только регулярную эксплуатацию с пассажирами.

«Сапсан» на скорости 200 км/ч. Станция Торфяное.
«Сапсан» на скорости 200 км/ч. Станция Торфяное.

В России поезда «Сапсан» разгоняются до 250 км/ч только на трёх перегонах: Боровенка — Торбино, Малая Вишера — Бурга и Калашниково — Спирово. На остальных участках скорость в основном колеблется от 200 до 230 км/ч. Маршрутная скорость самого быстрого «Сапсана» — 183 км/ч.

В Турции, Испании и Германии поезда Siemens Velaro, на базе которых построены наши «Сапсаны» разгоняются до 300 км/ч. Но стоит помнить, что наша модификация тяжелее, шире и имеет 10 вагонов вместо 8.

Расскажите в комментариях о ваших рекордах скорости на поездах. Возможно есть интересные скоростные маршруты, о которых я не знаю?

А в следующей публикации я расскажу о скоростях пригородных электричек, в том числе и «Ласточек». Подписывайтесь на канал!

Видеодоказательства

Поезд Адлер — Санкт-Петербург под электровозом ЧС7-029 — 138 км/ч;

Поезд Санкт-Петербург — Гомель под тепловозом ТЭП70 — 98 км/ч (оцените, насколько визуально скорость кажется выше, когда поезд ведёт тепловоз);

Поезд «Невский Экспресс» Москва — Санкт-Петербург под электровозом ЧС200-005 — 200 км/ч;

Поезд «Сапсан» Москва — Санкт-Петербург (ЭВС2-03) — 250 км/ч.

Поезд «Сапсан» Москва — Санкт-Петербург (ЭВС2-03) — 250 км/ч.

P.S. Убедительная просьба снабжать комментарии пруфами — видео или GPS треками.