В комментариях к публикациям о железной дороге золотой нитью проходит тема низких скоростей. Давайте разберемся, действительно ли у нас медленные поезда и решим, что такое быстро, а что такое медленно?
Ссылки на видеодоказательства в конце публикации.
Чтобы более предметно говорить о скоростях, нужно четко разделить поезда по типам.
Поезда дальнего следования под электровозами
Это один из самых распространенных типов поездов в России. Сюда входят составы с традиционными купейными, плацкартными и сидячими вагонами. Эти поезда могут идти полдня, могут идти всю ночь, а могут иди почти 7 дней до Владивостока. Сюда же попадают и дневные экспрессы, такие как Москва — Воронеж и Москва — Ярославль.
В России самая распространенная максимальная скорость поездов такого типа колеблется в пределах 100-120 км/ч. Иногда, в редких случаях, такие поезда могут разгонятся до 140 км/ч.
Участков, где поезда дальнего следования разгоняются до 140 км/ч совсем немного. Такие скорости развивают отдельные поезда на железных дорогах Санкт-Петербург — Москва, Москва — Минск — Брест, Санкт-Петербург — Выборг и др.
Чтобы поезд разогнался до 140 км/ч нужно, чтобы и инфраструктура на участке позволяла, и локомотив с вагонами, и график следования был соответствующий.
Примеры:
— Поезд №17 Москва — Ницца разгоняется до 140 км/ч под электровозом ЧС8 в Смоленской области.
— Поезд №35 Санкт-Петербург — Адлер разгоняется до 140 км/ч под электровозом ЭП2К на участке между Малой Вишерой и Бологое в Новгородской и Тверской областях.
Отдельно стоит отметить два поезда: «Невский экспресс» и Москва — Хельсинки. Первый скорее относится к высокоскоростным поездам и идёт с максимальной скоростью 200 км/ч. Для «Невского экспресса» построены специальные вагоны, а поезд водят электровозы ЭП20 и ЧС200.
Поезд Москва — Хельсинки проходит расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за 6 часов 39 минут. Это рекордное время на этом участке среди поездов дальнего следования. Поезд в основном состоит их вагонов габарита РИЦ, построенных на базе Siemens Viaggio Classic и ведётся электровозом ЭП20.
Тут важно отметить, что максимальная скорость имеет достаточно опосредованное отношение к времени в пути, которое зависит от маршрутной скорости (средней с учётом остановок).
Сравнивать ночные поезда с другими странами сложно, но можно. В целом наши поезда действительно медленнее европейских, где самой распространенной максимальной скоростью на магистральных линиях является скорость 160 км/ч. Некоторые ночные поезда могут разгонятся и до больших скоростей, но это уже не совсем типичные случаи, каждый из которых нужно рассматривать отдельно. Тот же поезд Москва — Ницца разгоняется в Австрии до 200 км/ч.
Ещё важно отметить, что наши пассажирские поезда больше по размерам и тяжелее своих европейских братьев.
Поезда дальнего следования под тепловозами
Этот случай мало отличается от предыдущего, за исключением того, что скоростей выше 120 км/ч ни один поезд в России не развивает. Обычная максимальная скорость для поездов дальнего следования в России колеблется от 80 до 100 км/ч.
Примеры:
— Поезд №22 Москва — Лабытнанги разгоняется до 120 км/ч на Печорской магистрали между Коношей и Котласом.
— Поезд №87 Санкт-Петербург — Смоленск разгоняется до 120 км/ч между Бологое и Лихославлем. Это железная дорога Санкт-Петербург — Москва, по которой ходят «Сапсаны».
В Европе поездов дальнего следования под тепловозами совсем немного. Скорость пассажирских спальных поездов под тепловозами в Испании достигает 160 км/ч, а в пассажирских дневных поездов под тепловозами в Великобритании — 200 км/ч. Это быстрее наших, но ещё раз повторюсь, тепловозных веток с активным движением в Европе совсем мало. Обычно это медленные второстепенные железные дороги.
Высокоскоростные поезда «Сапсан»
Это самый простой случай. В высокоскоростном движении мы уступаем практически всем странам, в которых такое движение есть. Это не только Китай, Германия, Япония и Франция, но и Турция, Испания, Саудовская Аравия, Южная Корея и другие.
Обычно высокоскоростные поезда ходят по выделенным железным дорогам со скоростями 250-320 км/ч. Вы наверняка вспомните Шанхайский маглев, и рекорд в 574.8 км/ч на TGV, но я их не учитываю. Маглев это не железная дорога, а на железной дороге я учитываю только регулярную эксплуатацию с пассажирами.
В России поезда «Сапсан» разгоняются до 250 км/ч только на трёх перегонах: Боровенка — Торбино, Малая Вишера — Бурга и Калашниково — Спирово. На остальных участках скорость в основном колеблется от 200 до 230 км/ч. Маршрутная скорость самого быстрого «Сапсана» — 183 км/ч.
В Турции, Испании и Германии поезда Siemens Velaro, на базе которых построены наши «Сапсаны» разгоняются до 300 км/ч. Но стоит помнить, что наша модификация тяжелее, шире и имеет 10 вагонов вместо 8.
Расскажите в комментариях о ваших рекордах скорости на поездах. Возможно есть интересные скоростные маршруты, о которых я не знаю?
А в следующей публикации я расскажу о скоростях пригородных электричек, в том числе и «Ласточек». Подписывайтесь на канал!
Видеодоказательства
— Поезд Адлер — Санкт-Петербург под электровозом ЧС7-029 — 138 км/ч;
— Поезд «Невский Экспресс» Москва — Санкт-Петербург под электровозом ЧС200-005 — 200 км/ч;
— Поезд «Сапсан» Москва — Санкт-Петербург (ЭВС2-03) — 250 км/ч.
— Поезд «Сапсан» Москва — Санкт-Петербург (ЭВС2-03) — 250 км/ч.
P.S. Убедительная просьба снабжать комментарии пруфами — видео или GPS треками.