Долго мы подбирали название для нашей выставки. Предлагалось и «Скорбный путь», и «Со своим народом», и «Недосказанные судьбы», и «Уходящие и ушедшие». Мы отказались от них всех, хотя каждое из отклонённых названий имело свой смысл: лагерные мытарства людей, разных по происхождению, возрасту и по положению; до конца не выясненные ключевые события в судьбах людей, о которых свидетельствуют экспонаты выставки (это - загадка гибели члена семьи Поленовых Юры Султанова; неполнота биографий гостей музея в 1937 году - иностранцев Чарлза Данлопа и Гарри Штейна); к сожалению, за рамками выставки остались личности лагерных друзей Дмитрия Васильевича Поленова, благодаря которым он выжил, - картограф и лесовод Михаил Алексеевич Цветков (1875 - 1960) и врач Мария Ипполитовна Здоровченко (1888 – ?) и отсутствуют рассказы о мирных жителях села Бёхова (к нему относилась территория усадьбы Поленово), ставших жертвами войны.
Наконец мы набрели на фразы из письма Анны Павловны Поленовой к мужу, из лагеря в лагерь, от 4 ноября 1942 года: «лишь надежда на возвращение дает силу жить, бороться со всеми тягостями и невзгодами моего безрадостного существования... Бёхово – это маяк жизни»... Как далеки мы сейчас от этого маяка, мы, одинокие путники... Неужели мы не доберемся до него. Хочется верить, что снова, как прежде, соберемся мы своей семьей вокруг круглого стола в нашей столовой, будет топиться камин и гореть новогодняя елка, а милый старый симфонион наигрывать меланхолические «Колокола»... и наши сыновья, большой и маленький, ставшие уже оба большими, будут с нами, а старенькая-старенькая бабуся будет хлопотать у самовара...» Стало сразу понятно, что привязанность к «малой родине» центральных фигур выставки - это лейтмотив не только их жизни, но и - всей экспозиции.
О чем мы хотим рассказать? Как жила (не только выживала!) семья, которую, пользуясь языком советской эпохи, можно назвать трудовой интеллигенцией (а на языке карательных органов – они «из дворян», эксплуататоры) между 1937 – 1945 годами. Эта семья – поленовские жители: Дмитрий Васильевич и Анна Павловна Поленовы, сестры Дмитрия Васильевича, его теща Александра Николаевна Султанова, внуки художника Поленова - Юра, Федя, Елена («Ёлка» - дочь Натальи Васильевны Поленовой), Алеша Сахаров (сын Екатерины Васильевны).
Что было это время? Это - 1937 – 1938 гг. - высшая точка государственного, начавшегося в 1918 г., террора, это – война (она началась в 1939 году, но развернулась в своем ужасающем масштабе в 1941 – 1943 годах), это – 1944 - 1945 годы с приближающейся победой и счастливым избавлением Поленовых из заключения. И – началом восстановления Музея-усадьбы Василия Поленова.
Мы стремились показать обыденную жизнь тех лет. Она состояла из горестных событий - аресты, смерти близких, голод; из радостных – удача с отправкой посылки в лагерь (в Москве посылки не принимали), получение письма от сидельца (как правило одно в месяц) или с фронта (не дай Бог, похоронка), прочтение новой книги. И тут же волнения - вместе со всей страной - за судьбы полярников, за авиаторов, перелетавших с материка на материк, за воевавших в Испании республиканцев, за положением на фронтах войны...
Та же обыденная жизнь состояла из официально провозглашенных лозунгов, призывавших к трудовым и военным подвигам, к бдительности и борьбе с внутренними врагами, и официальных, но секретных и совершенно секретных приказов и директив самого главного органа в стране – Политбюро ВКП(б), во главе с тов. Сталиным И.В.
Выставка, по нашему мнению, имеет не только познавательный характер. Она рассчитана и на таких посетителей, которые, попав под обаяние подлинных документов, изберут себе профессию историка-документалиста.
Габриэль Суперфин,
Поленово – Бремен, 2018 год
Фотографии Глеба Анфилова.