Владимир Козел родился в Астрахани, через 2 года после революции. Семья имела чешские корни – распространенная в тех краях фамилия произносится с ударением на первый слог.
Артистичность натуры рано проявилась в мальчике и находила выход в постановках школьного драмкружка. Но стоя на пороге самостоятельной жизни, он решил не рисковать и предпочел поступить в педагогический институт, который не осаждали такие толпы абитуриентов, как в театральных вузах.
Однако довольно скоро студент литфака осознал, что не в силах преодолеть влечение сцены – и, бросив учебу, устроился на работу в Астраханский ТЮЗ.
Через год юношу призвали в армию, определив «по творческому профилю» – в ансамбль песни и пляски. Там и застали Козела военные годы, ему довелось также принимать участие в вооруженном конфликте между СССР и Японией в 1945 году, что было отмечено боевыми наградами.
Возвращение к мирной жизни и профессии было непростым – молодой актер пробовал найти себя в театрах Краснодара, Новомосковска (тогда – Сталиногорск), но в основном участвовал в массовых и групповых сценах.
За свою творческую карьеру Владимир Козел успел поработать во многих коллективах, но по его собственному признанию, как артист он родился во Владивостоке, когда в начале 50-х был принят в труппу Приморского драматического театра.
С 1967 года и до своей кончины актер служил в Московском театре сатиры, где его талант заиграл новыми красками.
Вынесенное в название театра определение жанра позволяло выходить за рамки производственных тем: в репертуарной афише классика соседствовала с бытовыми комедиями и легкими водевилями.
Вместе со своими коллегами Козел принимал участие в съемках мегапопулярного в то время «Кабачка 13 стульев», играя роль бармена Беспальчика.
Кинорежиссеры довольно поздно обратили внимание на Козела – он начал сниматься, уже перешагнув сорокалетний рубеж. И почти сразу – заслуженный успех, который пришел после съемок в кинокартине «Адъютант его превосходительства».
После роли полковника Щукина артист, что называется, проснулся знаменитым. Ему пришлась как раз впору роль белогвардейского офицера – умного, жесткого, опасного хищника, и одновременно – нежно любящего свою дочь отца.
Образ, созданный актером, был настолько органичен, что во многом предопределил его дальнейшую кинокарьеру.
За артистом прочно закрепилось амплуа героя с отрицательным обаянием, еще не раз он появлялся на экранах в военной форме – играя царских полковников и генералов, контрразведчиков, штурмбаннфюрера.
Один из курьезных случаев в жизни Козела был также связан с его звездной ролью. Собираясь в зарубежную поездку, он пришел в психдиспансер за справкой, что не состоит на учете в этом медучреждении.
Просунув голову в окошко регистратуры, актер представился: «Добрый день, не могли бы вы уделить время полковнику контрразведки Щукину?» Ко всему привыкшая медсестра без удивления ответила: «Проходите без очереди, врач вас примет сразу после Николая II».
Хорошо, что среди ожидавших приема оказалось немало узнавших Владимира Георгиевича поклонников культовой ленты.
При весьма импозантной внешности и безупречных манерах актер пользовался неизменным успехом у женщин. При этом Козел всегда был очень закрытым человеком, старательно оберегающим свою личную жизнь от любопытствующих взглядов.
Он несколько раз предпринимал попытки создать семью, но крепостью эти узы не отличались. В первом брака, в который Владимир вступил совсем юным, у него родился сын Михаил.
Он унаследовал от отца творческие задатки, но ушел в сторону от лицедейства: закончил Суриковский институт и стал довольно известным художником.
Народный артист РСФСР ушел из жизни накануне наступления 1989 года, не дожив полгода до своего семидесятилетия.