Найти в Дзене
Валаамский монастырь

«Желая жития постнического» (монашеские постриги на Валааме)

По старой традиции, монашеский постриг на Валааме совершается отдельным вечерним последованием после повечерия.

В этом году к принятию монашеских обетов готовились иерей Евгений, иноки Владимир и Димитрий. Им были наречены имена Елисей, Валентин и Дорофей.
В этом году к принятию монашеских обетов готовились иерей Евгений, иноки Владимир и Димитрий. Им были наречены имена Елисей, Валентин и Дорофей.

На сегодня в братстве 237 человек подвизающихся в самом монастыре,скитах, подворьях, пустыньках и т.д. Из них: священноиноков - 52, схимонахов и монахов - 60, иноков - 29, рясофорных послушников и послушников - 52, «неприукаженных» послушников - 33.

«Неприукаженными» по традиции называют тех, кто мог долго проживать в монастыре, фактически, будучи членами братства, но, не имея указа священноначалия о приеме в братство.

Официальный приём - довольно долгая процедура, сопровождающаяся поручительством, сбором многих документов и потому какое-то количество послушников находится в состоянии ожидания благословения Патриарха.

Несение Креста - это суть монашеского пути! Об этом нужно помнить всегда. Особенно, когда Господь, испытывая вас, будет посылать скорби и искушения. Всё горестное, всё тяжелое, что выпадет на пути, нужно претерпевать с упованием на обетование Господне: «Радуйся, - рече Господь, - яко мзда твоя многа на небесех». Эта «многая мзда» - наша цель, к которой нужно стремиться каждому иноку, каждому монаху.

Братия с зажжёнными свечами, выстроилась в два ряда вдоль «пути плача и сердечного покаяния», по которому стремящиеся к монашеской жизни должны даже не пройти, но, умалившись и приняв «рабий зрак», проползти.
Братия с зажжёнными свечами, выстроилась в два ряда вдоль «пути плача и сердечного покаяния», по которому стремящиеся к монашеской жизни должны даже не пройти, но, умалившись и приняв «рабий зрак», проползти.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий спрашивает: «Что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?» На это постригаемые отвечают: «Желая жития постнического». Затем следует ряд вопросов, отвечая на которые, постригаемый произносит три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания. Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет святой апостол Иоанн Богослов «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской» (1Ин. 2:16).

Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших».
Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших».

Владыка Панкратий зачитывает, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяет решимость и убеждается в добровольном желании кандидатов. После этого, по слову архиепископа Аверкия Таушева, «взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа», Игумен Панкратий крестообразно постригает волосы «в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей».

† † †