Метро в Санкт-Петербурге одно из самых сложных с точки зрения строительства. Город стоит на сложных грунтах, поэтому более или менее приемлемый способ строительства подземной железной дороги - возводить станции глубокого залегания. Но и это не всегда решало проблему. В 1974 году, при строительстве перегона между станциями "Лесная" и "Площадь мужества", строители столкнулись с необходимостью прохода так называемого "плывуна" - подвижного грунта, насыщенного грунтовыми водами. Он находился на месте древнего русла Невы, протекавшей по этому месту более 2,5 миллионов лет назад. Для проектировщиков и строителей это был ад. 450 метров водонасыщенных отложений и водоносных песков с напором воды в несколько атмосфер.
Решением проблемы было замораживание грунта перед проходкой тоннеля, для чего использовалось специальное, нестандартное криогенное оборудование, более мощное, чем обычное, применяемое при проходе водоносных грунтов. Для снижения расходов было принято решение строить не два параллельных тоннеля на одной глубине, а два тоннеля, расположенные друг над другом. 8 апреля 1974 года, при бурении передовых разведочных скважин, в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Ею стал быстро заполняться нижний, а затем из-за трещин и просадки, верхний тоннель. Аварийные затворы из-за быстрого поступления воды полностью закрыть не удалось. В итоге тоннели оказались затоплены более чем на километр. Существовал риск поступления воды в уже построенные линии метро. Последствия аварии и просадки грунта, несмотря на большую глубину залегания (90 метров) ощущались и на поверхности. На площади Мужества и прилегающих городских магистралях образовались провалы, треснули стены домов и наземных сооружений.
В ходе ликвидации была сооружена заглушка тоннеля недалеко от станции "Лесная", а аварийные тоннели полностью затоплены. Вновь к их строительству вернулись уже с новыми технологиями заморозки, с применением сверхнизких температур с использованием жидкого азота. Способ был использован впервые в мировой практике. Жидкий азот для этого поставляли все производившие его предприятия Советского Союза.
31 декабря 1975 года проблемный участок был сдан в эксплуатацию. Размыв, как тогда казалось, был надежно изолирован от метро слоями стали, бетона и чугуна. Правда поступление грунтовых вод в тоннели, в период эксплуатации участка, было существенно выше, чем в обычных тоннелях - почти 60 кубометров в сутки. Но с проблемой успешно справлялась дренажная система.
Однако спустя 20 лет вопрос размыва вновь стал актуальным. В феврале 1995 года поступление воды в тоннели резко увеличилось. Ремонтные службы метрополитена отчаянно боролись с проблемой. Эксплуатация участка была резко ограничена. Но почти полгода усилий не принесли результата. В железобетонных тюбинговых кольцах, составляющих оболочку тоннеля, стали появляться трещины. Идущая через них под давлением вода с песком работала подобно абразиву только увеличивая разрушения. Проходя по тоннелям поезда просто двигались по воде, капающей сверху, а машинистам иногда приходилось включать дворники. В итоге в ночь с 3 на 4 декабря в нижний тоннель ворвался мощный плывун. В тоннелях шёл нескончаемый ливень, рельсы были размыты. За несколько часов оба тоннеля просели на несколько сантиметров. В ночь с 5 на 6 декабря в штабе по ликвидации аварии приняли решение затопить двухкилометровый перегон. Первым затопили нижний тоннель. 16 декабря 1995 года пришел черед и верхнего. Пути в районе гермозатворов были разобраны, кабельные каналы забетонированы, гермозатворы закрыты и загерметизированы.
Для огромного города это была настоящая катастрофа. Более миллиона жителей северо-восточной части северной столицы оказались отрезанными. Администрации пришлось срочно решать транспортную проблему.
История питерского "размыва" стала самой крупной техногенной аварией в истории эксплуатации метрополитена на территории всего бывшего Советского Союза. Работы по проходке обходных тоннелей продолжались несколько лет. Только в июне 2004 года движение между "Лесной" и "Площадью Мужества" было вновь открыто. Говорят гарантийный срок эксплуатации новых тоннелей составляет 50 лет. Время покажет - размыв никуда не делся.