В его музыке — судьба страны, а песни горячо любимы разными поколениями. Без «Памяти сердца» и «Майского вальса» не обходится ни один концерт, посвященный победе в Великой Отечественной войне. «Спадчыну», «Мой родны кут» и «Жураўлі на Палессе ляцяць» можно приравнять к национальным гимнам, а «Песню о Минске» ежедневно отбивают куранты на городской ратуше.
Майский вальс. Музыка Игоря Лученка Слова Михаила Ясеня
— Игорь Михайлович, с каким настроением встречаете юбилей?
— Надо быть вечно молодым, — улыбается композитор и добавляет, что не любит праздновать дни рождения. — У меня в жизни было столько ярких событий, зарубежных поездок, встреч с интересными людьми, что на их фоне личный праздник меркнет.
— Ностальгию по прошлому испытываете? Что чаще всего вспоминается?
— Мне посчастливилось учиться у выдающихся людей: Дмитрия Шостаковича, Тихона Хренникова… Я с ними много общался. А какие талантливые музыканты и исполнители меня окружали: Виктор Вуячич, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Александра Пахмутова, Владимир Мулявин. В свое время объездил весь Союз, полмира. Все, что происходило в стране и за рубежом, было мне интересно. Куба, Америка, Сибирь, полярный круг… Больше десяти раз бывал на Северном флоте. Как там принимали нашу с Алесем Ставером песню «Жураўлі на Палессе ляцяць»! Я сам играл на инструменте и пел. Жил этими поездками. Благодаря им и появлялись новые песни. Жизнь, люди, комсомол вдохновляли на творчество.
— Как вам удавалось создавать шлягеры?
— Популярными песни становятся не сразу. Нужно время, чтобы люди их полюбили. Главное в песне — мелодия, она всем руководит. Считаю, что мне Бог, мама и папа дали мелодический дар.
— Можно ли человека научить сочинять музыку?
— Можно, главное — учиться, учиться и учиться. Я окончил консерватории в Минске, Ленинграде и Москве. Трижды прошел курсы полифонии, гармонии… Работать надо.
— Вы сейчас пишете музыку?
— Пишу. Это уже жизненная потребность. Одно из
последних — посвящение 100-летию Вооруженных Сил. Песня про танк, который при освобождении Минска первым ворвался в столицу. Стихи Ивана Титовца. Я ведь не только автор музыки к песням. Писал также сонаты, прелюдии, квартет, кантаты, в их числе «Курган» на слова Янки Купалы. Вместе с Володей Мулявиным создали рок-оперу «Гусляр».
— Вы уже классик. Как относитесь к славе, испытывали ли когда-либо звездную болезнь?
— «Хвалу и клевету приемли равнодушно. И не оспаривай глупца». Так писал Пушкин, и я разделяю его позицию. К славе отношусь совершенно спокойно. Считаю, деньги — это зло, большие деньги — большое зло. Я без денег выбился в люди.
— Родители вам помогали?
— Папа хотел, чтобы я был музыкантом. Он военный врач, учил меня играть на аккордеоне, фортепиано, баяне. Сам он скрипач, выступал в труппе первого народного артиста Беларуси Владислава Голубка. Но моя мама уговорила его выучиться на врача. И так спасла его. Вы же знаете, что Голубка репрессировали и расстреляли. Тогда было страшное время. А после войны как было непросто. Не хочется вспоминать. Все, чего я добился в жизни, достигнуто своим трудом. Меня, подающего надежду юношу, заприметили люди, которые работали тогда в комсомоле. В 1966 году песня «Память сердца» завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе.
— Как вы познакомились со своей женой?
— Это было в санатории в Марьиной Горке. Я в библиотеке что-то искал, и туда зашли две девушки. Саша мне сразу понравилась. И все 12 дней мы общались. На свой день рождения познакомил ее с родителями.
— Я тогда только окончила второй курс Брестского музыкального училища. Училась на вокальном отделении, — вступает в разговор Александра Григорьевна. — После санатория мы разъехались, а когда вернулась в Брест, то меня уже ждала телеграмма от него с пожеланиями успехов в учебе. Так стали писать друг другу. Потом он приезжал ко мне и в Брест, и в Пинск познакомиться с моей мамой. Ездила и я в Минск, но не к нему, а к своим родственникам. Но мы встречались и ходили в филармонию. Потом окончила училище, поехала в Пинск преподавать в музыкальной школе. Однажды он пригласил меня в Ленинград, где учился в консерватории. Мы гуляли по городу, ходили в Мариинский театр, филармонию, я была у него в консерватории на одном из экзаменов… Вскоре поженились. И вот уже 53 года вместе.
— Говорят, быть женой талантливого человека — талант. Согласны?
— Да, жить с известным человеком непросто. Тем более характер у него мятежный и взрывной. Но когда утром встаешь и уже играет музыка — это счастье. Я видела, как рождались многие песни. Из-за двери тихонько прислушивалась, как он сочинял что-то красивое, возвышенное. Обычно музыка шла от стихов. Если ему что-то нравилось, он ставил книжку сразу на пюпитр. Я всегда чувствовала, что Игорь талантлив. Когда он садился за инструмент, преображался — становился то романтичным, то дерзким…
— А вы стали хранительницей семейного очага?
— Когда вышла замуж, поняла: Игорь — главный, а мне о вокальной карьере лучше забыть. Поэтому переучилась на теоретика и с тех пор преподаю сольфеджио и музыкальную литературу в Детской музыкальной школе искусств № 10 имени Евгения Глебова.
— Дети не пошли по стопам родителей?
— Дочь окончила консерваторию и преподает игру на фортепиано, сын стал юристом. Внук — экономист, ну а правнук еще совсем маленький. Семья — это мое счастье. Они меня всегда и во всем поддерживают, — резюмирует Игорь Михайлович.
_____________________________________
Народного артиста СССР и Беларуси Игоря Лученка поздравили работники администрации Ленинского района
Начальник управления социальной защиты Сергей Ефименко поблагодарил Игоря Лученка за творчество. Игорь Михайлович с улыбкой рассказал о своей первой песне «Мы экскаваторщики моей страны, мы делу Ленина всегда верны: учиться, учиться, учиться мы должны, побед добьемся мы!», которую написал в 16 лет на слова друга Гены Данилова — экскаваторщика.
Сев за рояль, Игорь Михайлович, казалось, сбросил несколько десятков лет. После авторского исполнения песни «Мой родны кут» невозможно было сдержать слез…
13 ноября 2018 года Мастер ушел на небо...
Автор: Виктория Семенович