Продолжаю публикацию статей из серии "Опыт информационно-аналитической работы". В этой статье речь пойдёт об основах информационной работы и её структурном представлении.
Ранее, на канале "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО в обществе" была опубликована статья "Работа с информационными источниками", посвященная вопросам систематизации информационных источников. В статье приведена полезная схема определения и обработки информационных источников, которая может пригодиться в работе рекламистов, копирайтеров и информационных аналитиков.
В качестве следующего материала по этой теме можно порекомендовать статью "Как блогеру настроить своё информационное пространство?", в которой приводятся основные способы создания статей для блога и схема управления информационными потоками.
Итак, о теме этой статьи. Информационную работу можно представить в виде графической схемы:
Кратко объясню суть этого схематичного представления.
Обеспечение информационной работы
Информационная работа - деятельность по обеспечению себя, аудитории, должностных лиц сведениями, необходимыми для решения их задач.
Информационная работа использует средства и методы обеспечения:
Средства информационной работы - документальные, технические и другие средства, предназначенные для обработки, систематизации хранения и выдачи информации.
Проще говоря, вначале нужно определить все необходимые в работе средства, без этого шага в работе будут происходить сбои. Всё равно, что проводить сборку ходового двигателя на судне во время плавания - пока двигатель не собран, нет хода.
Формы информационной работы - особенности документирования, накопления и хранения данных на различных этапах информационной работы.
На каждом этапе информационной деятельности нужно чётко определять форму сбора и форму представления данных по различным вопросам и различному назначению.
Самый простой пример, это блогер, который готовит материалы для своего канала в форме текстов, нарративов, историй, видео и графических постов. Нужно чётко представлять форму входящей информации (источники), форму, в которой информация проходит стадии обработки и форму выдачи материалов на канале (публикацию).
Процесс информационной работы - последовательность операций по обработке информации: сбор, регистрация, передача, накопление, хранение и модификация, позволяющая найти нужные данные или представить их в нужном сочетании (обзоре, отчёте).
Группы действий информационной работы
Все три вышеприведённые блока обеспечения информационной работы определяются соответствующими группами действий. На схеме указаны 5 таких групп:
- качество информации - определение практической пригодности информации по признакам: достоверность, относимость, своевременность, полнота, важность;
- отбор информации - получение результата путем просмотра материалов и документов, их уточнения и формализации;
- хранение информации - централизация, коррекция, обновление и сбережение банков данных;
- обработка информации - преобразование информации в формы, удобные для работы путём: сортировки, группировки, дополнений (обогащения), сравнения (аналитики);
- выдача информации - передача информации потребителю (публикация, иное представление) указанной в запросе или соответствующей плану публикации, вещания.
Приведу пример, как эта схема работает.
Например, средство поиска информации - поисковая система:
- нужно определить признаки, по которым будет определяться качество найденной информации;
- нужно определить приёмы отбора информации в поисковике (фильтры поиска или система построения поискового запроса);
- нужно определить место хранения результатов запросов (закладки, журнал посещений, копия списка ссылок, облачное или локальное хранилище для скаченных фалов);
- нужно определить оптимальные форматы, в которых будет происходить получение информации, определить конвертирующие и редактирующие системы - это могут быть он-лайн сервисы, задействованные при поиске информации;
- нужно представить структуру и представление сводного отчёта по результатам работы с поисковой системой, форму представления собранных данных для передачи на следующий этап информационной работы.
Таким способом нужно систематизировать все действия своей информационной работы, в соответствии с вышеуказанными блоками обеспечения и присущими им группами действий.
Цепочки действий, обособленные смысловым началом и завершением, в коммерческой деятельности называются бизнес-процессами. Все действия информационной работы должны быть подробно описаны бизнес-процессами, документально зафиксированы, графически представлены в виде соответствующих нотаций и автоматизированы в единой информационной системе.
Информационный поиск
Если для создания обзора, статьи, аналитического отчета требуется произвести предварительный информационный поиск, то выполняют следующие группы действий:
1. Определяется тема и структура информационной проблемы, выделяются конкретные задачи информационного анализа, при необходимости, задачи группируются.
2. Устанавливаются смежные с основной темой информационного поиска области и определяются ограничения доступа к этим областям, если они есть.
3. Определяется глубина ретроспективного поиска - временной интервал.
4. Устанавливаются виды документальных источников, необходимых для исследования.
Грамотно применяя соответствующие средства и методы, можно настроить в оптимальном режиме информационную работу своего блога, аналитического или рекламного отдела, целой организации.
ИНФОРМАЦИЯ ТРЕБУЕТ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД и ПОРЯДОК.
автор публикации: юрист Демешин С.В.