Это кажется удивительным, но Гавайские острова около года входили в состав Российской империи. Гавайи занимают выгодное положение на путях из Азии в Америку. С начала 19 века англичане, американцы и русские конкурировали за контроль над ними. Для Русско-Американской компании, которая управляла Аляской, база на Гаваях была нужна для организации торговли с Китаем и Юго-Восточной Азией.
В 1815 корабль «Беринг», принадлежавший Русско-Американской компании, попал в кораблекрушение близ гавайского острова Кауаи и ценный груз, который стоил 100 тысяч рублей, попал к местному вождю. Руководитель компании Александр Баранов, направил на Гаваи Георга Шеффера с тем, чтобы вернуть груз, желательно, мирным путем.
Оказавшись на Кауаи, Шеффер, будучи врачом, вылечил от болезни вождя Томари и его супругу, что способствовало установлению дружественных контактов с местными, вождь вернул груз и попросил покровительства русского царя, а также помощи в борьбе с соперником - царем другого острова - Камеамеа. Шеффер обещал вождю поддержку Российского государства, а Томари попросил подданства Российской империи, согласовал строительство трех русских фортов и дал согласие на поднятие над ними российского флага. Было заключено соглашение, по которому русские получали массу торговых и других преференций, в том числе права на все сандаловые деревья, в обмен на снаряжение двух военных кораблей для борьбы с соперником.
Энергичный Шеффер принялся активно осваивать новые русские земли – переименовал местную реку в Дон, дал вождям гавайцев русские фамилии, а долину Ханалеи, подаренную вождем, назвал Шефферталем, в честь себя, конечно. В течение мая и июня 1816 года Георгом Шеффером были возведены три форта: каменный Елизаветинский форт, названный в честь супруги императора Александра I – Елизаветы, и земляные форты Александр и Барклай. Однако, Шеффер не нашел поддержки ни у своей компании ни у Российского правительства.
Из российской столицы пришло письмо с отказом Александра I взять Томари в российское подданство и распоряжением возвратить составленный ранее акт. Это была равносильно отказу от заключенных Шеффером соглашений. Затем, начались сомнения, и это распоряжение было отменено, акт так и не вернули.
Пока русские, имея все возможности навсегда закрепиться на Гавайях, проявляли сомнения, американцы были более решительны (даром, что Россия помогала им в Войне за независимость) -в марте 1817 года к Кауаи подошли пять военных кораблей Гавайского королевства. Гавайцы и поддерживающие их американцы (стоявшие за этим), разрушили все построенные русскими форты и строения и разорили сады и огороды, которые были заложены, чтобы поставлять на Дальний Восток и Аляску фрукты и овощи. Было убито три сотрудника Шеффера, его самого и других русских принудили покинуть острова.
Вернувшись в Петербург, Шеффер направил в Правительство докладную записку, в которой обосновывал всю выгоду торговли с Гавайскими островами и, снова, просил решить вопрос о создании на островах российской фактории. Однако, Александр I и во второй раз отверг этот проект, опасаясь конфликта с Англией и Соединенными Штатами.
Более того, была и третья попытка присоединения Гавайев в России. Осенью 1819 года русский консул в Маниле Петр Добелл, зашел на Гавайи для ремонта корабля. К этому времени старый король, который воевал с Шеффером, умер, и русскому консулу аккуратно сообщили, что новый правитель помнит о России. Добелл направил Александру I письмо и подарки гавайского короля – гавайскую лодку, местную одежду и шапку из перьев. В повторном письме императору консул обосновывал всю важность приобретения для России этих островов и просил 5000 солдат для занятия всех четырех островов.
Самое досадное, что русские на несколько лет опередили англичан и американцев, Шеффер построил русские форты тогда, когда иностранцы имели с Гавайями только торговые отношения, первые англо-американские поселенцы и миссионеры появились на Гавайях лишь через пять лет после Шеффера.
Вот так, была отдана, за ненадобностью, очередная «Кемская волость». Государство не обеднеет? Россия лишилась важнейшей торговой и военно-морской базы в центре Тихого океана.
К слову сказать, в российской истории приписываемые царям и императорам деяния, зачастую, отличаются от реальности «с точностью до наоборот». Некоторые цари – Иван Грозный, Петр III, Павел I, Николай I, оболганы историками и писателями, а Александр I остался в нашей истории как Победитель. Царь, попустительствовавший заговору и убийству своего отца, разрушивший его грандиозные планы, отвергнувший союз с Наполеоном против Англии, упустивший очередную, в нашей истории, возможность освободить Константинополь и занять Проливы, тешащий себя устройством своего любимого «Концерта держав» в Европе (над чем иронизировали, даже, англичане)… И вот тебе, пожалуйста – отдал Гавайи.
Зато, в Эрмитаже, хранится Памятная медаль, подаренная гавайцами российскому императору, на ней написано "Крепость Св. Елизаветы. Гавайские острова". А в Кунсткамере – лодка и шапка из перьев.