Есть много версий пересказа "Махабхараты". Это один из пересказов, адаптированный для чтения и восприятия.
По прошествии тринадцати лет своего изгнания Пандавы пришли к царю Вирате, их другу, и открылись ему. Они сказали, что исчезнувшие год назад с глаз людей Пандавы – это они. Обрадованный царь предлагал Пандавам в качестве дара множество городов. Но Юдхиштхира выбрал только один для того, что бы созвать туда все царей, связанных с ним узами дружбы.
Когда все цари собрались, Юдхиштхира поведал им о том, что пришлось пережить за эти тринадцать лет. «Только войной вы вернёте утраченное! Только с помощью оружия заставите склонить Дурьодхану его надменную голову! Объединитесь с нами, и мы разобьём армию Кауравов, раскидаем её, как муравейник, по лицу земли!» – начали восклицать все собравшиеся цари. «Но я не хочу братоубийственной войны. Я не хочу убивать Дурьодхану и остальных Кауравов. Я хочу решить дело миром» – проговорил Юдхиштхира.
«Тогда отправляйтесь в Двараку, к Кришне, и попросите его поговорить с Дурьодханой. И если он уговорит Дурьодхану вернуть тебе твое царство и богатства, то тогда всё будет решено с помощью мира. Пусть Дурьодхана царствует на землях, принадлежащих по праву ему. Но пусть и не притесняет впредь Пандавов. Кришна умеет убеждать. Может быть, он убедит и усмирит, и жестокого Дурьодхану» – сказали цари.
Юдхиштхира согласился с этими советами, и отправил Арджуну в Двараку. И Арджуна немедленно отправился к Кришне. Но, прискакав в Двараку, он узнал, что незадолго до него сюда же прибыл Дурьодхана. Встреча Дурьодханы и Арджуны не предвещала ничего хорошего. Прошли годы, но ненависть Дурьодханы не уменьшилась, его нрав не изменился и встреча двоюродных братьев обещала быть жаркой во всех смыслах. Но на этот раз скандала не произошло, потому что Кришна попросил пригласить обоих братьев к себе. И вот они оба предстали перед Кришной.
«Что же привело вас в мою страну, воины?» – спросил Кришна. «Ты должен помочь мне первому, потому что я достиг твоего дворца раньше, чем Арджуна. Я хочу, что бы ты помог мне одолеть Пандавов. Помоги мне разбить их армию» – сказал Дурьодхана. «Великий Кришна, помоги нам, Пандавам, разбить армию Кауравов. Ведь мы сражаемся за правое дело» – сказал Арджуна. «Как же я могу выполнить столь разные просьбы одновременно? Ведь для этого я должен разделить всё, что я имею пригодное для войны: а это моё войско и я сам. Что же каждый из вас выберет?» – спросил Кришна. «Позволь мне выбирать первому. Ведь я первый прибыл к тебе» – закричал царь Хастинапура. «Не кричи, о царь. Твои права никто не собирается нарушать. Выбирай первый» – ответил Кришна Дурьодхане. «Я выбираю твоё войско не знающее поражений. Пусть оно явится в мою страну, и пусть поможет мне одолеть Пандавов» – сказал Дурьодхана. «А что же выберешь ты? И будешь ли ты спорить с Дурьодханой из-за моего войска?» – спросил Кришна Арджуну. «Нет, спорить с Дурьодханой из-за твоего войска я не буду. Я выберу тебя, стойкого в подвигах, и украшение земли» – сказал Арджуна. «Выбор сделан. Да будет так» – сказал Кришна.
Обрадованный Дурьодхана, полагая, что его выбор наилучший, отправился в свою столицу, что бы поделиться этой счастливой новостью со своими братьями и друзьями. «Почему же ты выбрал меня? И почему ты не стал спорить с Дурьодханой из-за моей армии?» – спросил Кришна Арджуну, когда они остались наедине. «Спорить с царём Хастинапура бесполезно. Мой двоюродный брат отказывает себе в таком удовольствии, как думать головой. Он думает всем чем угодно, но только не тем, что дано для мыслей. Спорить с ним, доказывать ему, что он не прав, призывать его не просто послушать, а услышать - это бесполезное занятие. Проще поговорить с деревом и договориться с ним, чем с моим двоюродным братцем. Он видит смысл жизни только в том, чтобы побольше нам напакостить. Всё остальное для Дурьодханы не имеет значения. А тебя я выбрал потому, что ты – лучший из воинов земли» – ответил Арджуна Кришне. «Я согласен с тобой, непобедимый» – сказал Кришна Арджуне. Затем они оба отправились к Юдхиштхире и остальным Пандавам.
Дурьодхана же, стремясь в свою страну, встретил на дороге другую армию. Во главе этого неисчислимого войска был непобедимый царь Шалья, родной дядя Пандавов, который спешил повидать их, и порадоваться их освобождению. Тогда Дурьодхана, мысль которого всегда успешно текла по пути коварства, не замеченный никем, свернул с дороги. Он повелел всем жителям страны готовить лучшие напитки и еду. Дурьодхана задумал встретить эту армию с почётом и любовью. Шалья, удивлённый таким приёмом, стал спрашивать, кто же так радушно встретил его армию. Тогда перед ним предстал Дурьодхана. Шалья, исполненный благодарности, обнял Дурьодхану и сказал: «Проси у меня, что пожелаешь. Тебе ни в чём не будет отказа». Обрадованный этим обещаньем Дурьодхана проговорил: «Стань одним из моих военачальников. Я хочу, что бы ты сражался на моей стороне. И я хочу, что бы твоя армия влилась в мою армию». «Но с кем ты хочешь сражаться, о герой? Ведь тебе никто не угрожает» – спросил Шалья. «Судьба изменчива. Никто не знает, что нас ждёт впереди. Ты дал мне слово, теперь исполни его» – сказал старший из Кауравов. «Хорошо, я согласен. Я дал тебе слово, и я не откажусь от него. Моя армия сольётся с твоей. Я не изменю данному слову» – ответил Шалья Дурьодхане, и отправился дальше.
Когда Шалья встретился с Юдхиштхирой, он рассказал ему о встрече с Дурьодханой и о том, что произошло дальше. Шалья очень опечалился, узнав, что Пандавы готовятся к битве с Кауравами. «Я, твой родной дядя, так опрометчиво дал слово поддерживать твоего врага. И это в то время, когда вы сами так нуждаетесь в помощи. Что же теперь делать?» – сокрушался Шалья. «Нет сомнения в том, что ты должен сдержать слово, данное Дурьодхане. Но и нам ты можешь помочь. Из всех, кто будет биться на стороне Кауравов, опаснее всего Карна, сын Бога Сурьи. Искусный в подвигах и дерзкий, он будет нападать на Арджуну. Ты должен стать его колесничим, и направлять его колесницу так, что бы он не мог поразить Арджуну. Большей помощи нам не надо, поэтому не печалься из-за содеянного тобой» – сказал Юдхиштхира Шалье. «Пусть будет так. Я рад, что хоть чем-нибудь смогу поддержать вас в битве» – ответил Шалья.
Великое множеств армий вливалось в армию Юдхиштхиры. И каждая армия тонула в ней, как маленький ручеёк тонет в океане. И всё же армия Пандавов была меньше армии Кауравов. И тогда Кришна сказал: «Пока ещё все представители родов живы, пока не началась кровопролитная и братоубийственная война, следует сделать всё, что бы избежать её. Я направлюсь к Дурьодхане и попробую примирить вас».
Сказав так, он взошёл на колесницу и вскоре достиг дворца жестокого махараджи Дурьодханы. В это время во дворце Дурьодханы были все представители рода Кауравов, советники и министры. Обращаясь к Дхритараштре и Гандхари, к братьям Кауравам, к их друзьям, и к самому Дурьодхане, Кришна старался лучшими словами убедить их вернуть Пандавам их царство и достояние. «Твоё царство огромно. Ты сказочно богат. Никто не собирался и не собирается отнимать у тебя, Дурьодхана, твоё царство, твои богатства. Никто из Пандавов не собирался и не собирается ставить тебя, и твой род на колени. Пандавы не хотят войны. Они хотят вернуть себе только своё царство. Дурьодхана, верни своим двоюродным братьям Индрапрастху. Умоляю тебя, встань на путь правды и закона. Не развязывай братоубийственной войны» – сказал Кришна, обращаясь к Дурьодхане.
Все уговаривали Дурьодхану, но он, уверенный в своей армии и победе, не захотел отступиться от адхармы.
И Кришна, не выполнив задуманного, вернулся к Пандавам. «Теперь, когда мы выполнили долг благородства, нам не остаётся ничего, кроме битвы» – сказал Кришна.
Если Вам интересны подобные материалы, нажимайте палец вверх (лайк) и подписывайтесь на канал!