Найти тему
Минский Курьер

Убегая от войны

Оглавление

Насколько всё непредсказуемо и хрупко в жизни, Александр и Светлана Леоновы убеждались не раз. Очередным испытанием для них стала война

Дом, в котором исполнились мечты

— Мама, не держитесь за стены, уезжайте! — голос сына в телефонной трубке настойчив и полон тревоги.

За окном — зима 2014-го. Два часа на сборы: документы и только самое необходимое из вещей. И вот они за порогом, как за чертой, которая разделяет их жизнь надвое.

— Оставайся с богом! — крепко держа за руку дочку Машу, прощается Светлана с домом, в который они переехали чуть меньше двух лет назад.

Здесь они успели посадить новый сад, 70 деревьев и кустов, здесь сбылась детская мечта мужа — завести большую собаку, здесь они хотели жить дружно большой семьей.

— Дом был нашим спасением! Мы купили его, продав квартиру в центре города, ради сына. Внезапно Женя сильно заболел, ситуация оказалась очень серьезной: он таял на глазах. Врачи в больнице боролись за жизнь нашего мальчика, невеста Иванна днями и ночами дежурила у его постели. Выходя из больницы, я не переставая молилась, кричала от отчаяния, понимая свое бессилие… Сын выкарабкался, но очень ослаб. И чтобы помочь ему восстановиться, приняли решение о переезде, — вспоминает Светлана.

Еще до болезни Женя получил специальность автослесаря. Любил свою работу и очень хотел к ней вернуться. Во дворе дома был гараж, и родители, поразмыслив, решили купить в кредит для парня автомобиль. Так еще одна мечта стала реальностью.

А потом в эту реальность во­рвалась война… Каких-то 60 км отделяли Красноармейск, где жила семья Леоновых, от Донецка. Светлана перестала спать. В голове не укладывалось: неужели война, неужели с нами, здесь и сейчас?

Первым уехал Женя, забрав с собой Иванну. Перебрались в Беларусь, сняли жилье в дачном поселке под Дзержинском. Было это летом 2014-го.

-2

Чудеса случаются

— Мы самая обычная семья. Муж Александр работал в шахте. Я учитель обслуживающего труда в школе. Вместе мы 28 лет. Он любя называет меня боевой подругой. Так рука об руку и сражаемся за свое счастье, — с улыбкой говорит Светлана.

Они познакомились на свадьбе друзей. В тот же вечер Александр сделал ей предложение. Светлана с недоверием отнеслась к такой решительности кавалера, однако написала на салфетке свой адрес. А на следующий день он позвонил в дверь… Ту салфетку они бережно хранят и сегодня.

— Но мы не отчаивались, верили, что все получится! И когда на свет появилась Машенька, восприняли это как чудо. Хотя нас многие не поняли: сыну исполнилось 18, дочери — 15. Но мы ни на кого не оглядывались: я наслаждалась материнством, муж — отцовством. Когда росли старшенькие, Саша постоянно работал. К моменту рождения Маши он вышел на пенсию. Как все смеялись, когда я в роддоме говорила, что мой муж — пенсионер, хотя ему тогда было 39 лет,  — вспоминает Светлана.

Это сейчас женщина спокойно может рассказывать о тех днях, когда Александр трудился в шахте. В той самой Краснолиманской, где прогремел взрыв и унес жизни 36 человек. Какой шок они испытали, узнав, что все произошло как раз на рабочем месте Саши. Практически сразу после окончания его смены. Чудесное спасение — по-другому не назовешь…

История про два огурца

В Минск Светлана, Александр и шестилетняя Машенька приехали 25 января 2015 года. Их встретил Женя.

— По объявлению мы сняли квартиру в Привольном, недалеко от столицы. Ситуация была сложной: денег нет, работы тоже, на руках маленький ребенок, впереди пугающая неизвестность. Жилье без мебели, не было даже посуды. Никому не пожелаю оказаться на нашем месте! — признается Светлана.

Та первая зима в чужой стране для них оказалась очень сложной. Муж искал работу. Светлана с дочкой слегли с гриппом, и последние деньги пришлось потратить на лекарства. Но мир не без добрых людей!

— Помню, Женя вернулся домой после работы (он начал заниматься фотографией. — Прим. авт.) счастливый, радостный такой: «Гляньте, что у меня есть — два огурца. Я подвез дедушку от теплицы, денег с него не взял, так он меня угостил овощами». Вкуснее огурцов я в жизни не ела! Мы разделили их на пять равных частей. И это был праздник, — не скрывает Светлана.

Не оставили в беде переселенцев и прихожане местного православного храма, откликнулись на просьбу о помощи: принесли одеяла, матрацы, посуду, продукты.

— Очень благодарны мы и Минской городской организации Белорусского Общества Красного Креста, и лично Ольге Воложинской. Вспомнился такой момент: невестке Иванне подходил срок рожать, мы обратились за помощью в одно из учреждений здравоохранения столицы. К сожалению, нам не только выставили огромный счет, но еще и оскорбили: «Понаехали тут». Я вся в переживаниях за своего ребенка направилась в офис Красного Креста, встретила замечательную девушку Марину Мельник — помощника по программной деятельности Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь. Она объяснила нам, что скоро вступит в силу закон, по которому граждане Украины, переехавшие в Беларусь из Донецкой области, смогут получать бесплатное медицинское обслуживание. Так что роды у невестки приняли, оказали всю необходимую врачебную помощь и ей, и новорожденному. Сейчас все хорошо. Нашему внуку уже годик. Зовут его Лев, — не без гордости сообщает Светлана.

Жизнь продолжается

Сменив пять съемных квартир за три года, семья Леоновых обосновалась в поселке Сосны.

— К переездам относимся спокойно. Вещей у нас немного, мы потихонечку ими обрастаем. Да и вообще, признаюсь, к материальным ценностям изменила отношение очень сильно. Если раньше любила, чтобы на кухне стояла красивая посуда, в ванной был интересный интерьер, то сейчас для меня самое важное и ценное — жизнь и здоровье родных, — подчеркивает Светлана.

В Соснах супруги нашли себе работу. Муж трудится электриком в ЖЭС, Светлана устроилась на предприятие «Энергоприбор»:

— Работаю в механическом цехе, где производят эксклюзивные детали для энергоизмерительных приборов. Это ручная работа, в чем-то даже творческая (улыбается). Мне нравится коллектив, и в целом очень довольна!

Машенька ходит в школу. Белокурая, светлоглазая — о такой и мечтала Светлана когда-то! Пока мы общались в кафе, она три раза звонила маме с вопросом, как дела.

— Скучает. Ждет меня, — не­много смущается Светлана.

Выходил на связь и сын Женя. Он встал на ноги: глава семьи, сам папа. Старается, работает и родителей не забывает.

Каждый вечер Светлана разговаривает по скайпу с дочкой Юлией, которая осталась в Красноармейске. Причина проста: она замужем, а значит, там, где муж. Светлана приняла решение дочери, хотя очень переживает:

— Если они решат переехать, будем рады. Да, мы снимаем

жилье, но у нас есть крыша над головой, есть чем заплатить за квартиру. Дети рядом, внук подрастает. Мы живы, здоровы. Когда я была маленькой, мой дедушка, который прошел всю войну, сидя за столом в День Победы, поднимал рюмку за мирное небо, и слезы текли по его щекам… Тогда я не могла понять, почему он, такой взрослый и сильный, плачет. Теперь понимаю.

По данным Представительства УВКБ ООН, на 1 июня 2018 года в Беларуси зарегистрированы 326 человек со статусом беженца и 2 269 — с дополнительной защитой (2 096 из них — граждане Украины). УВКБ ООН совместно с Белорусским Обществом Красного Креста реализуют проект по оказанию социальной и медицинской помощи беженцам и лицам, ищущим убежища, в Беларуси.

Автор: Марина Жданова