...она была известна полной независимостью своих суждений, что крепко противоречило и государственной идеологии, и «пуританскому» характеру официальной советской культуры. Даже в присутствии пионеров она не стеснялась матерных выражений...
В Великобритании издаётся известная энциклопедия «Кто есть кто». В одном из её томов в числе десяти величайших актрис XX века названа и наша соотечественница – Фаина Раневская. Действительно, это одна из самых колоритных актрис за всю историю мирового, а уж тем более советского кино и театра. В кино она снималась не так часто, предпочитая ему театр. Однако и там, и там ей удавалось создавать запоминающиеся образы. Особенно стали известны её изречения; интересно, что свой путь к сердцам зрителей она начинала в немом кино («Пышка» Михаила Ромма, 1934 год).
В родном Таганроге её чтут как одного из самых известных местных уроженцев: ей поставили памятник, в её честь назвали улицу и установили мемориальную доску.
Королева второго плана
Характерно, что многие роли Фаины Раневской были второго плана; однако эти роли были более знаковыми, чем иные главные персонажи. Советский юморист Эмиль Кроткий как-то сказал о ней: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе “и др.”».
Духовное родство с чеховской героиней
Фаина Гиршевна Фельдман (так она звалась по паспорту) была дочерью состоятельного еврейского предпринимателя. Она получила хорошее образование – сначала домашнее, потом обучалась в Мариинской женской гимназии в Таганроге, но не окончила её. Рано увлеклась театром и поэзией, вследствие чего уехала из родного города в Москву. Там она сблизилась с тогдашней богемой – Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом и другими, попыталась попробовать себя на сцене. Одно время играла в керченском театре, однако к этой труппе публика не проявила особого интереса.
Мать втайне от отца пересылала ей небольшие суммы денег, которые она ходила получать в банке. Однажды, когда она выходила из банка с пачкой денег в руках, они разлетелись от сильного ветра. Тогда она сказала своему спутнику: «Денег жалко, зато как они красиво улетают!». Тот удивился и ответил, что этой фразой она очень напоминает Раневскую – героиню пьесы Чехова «Вишнёвый сад». С того времени она решила, что если возьмёт себе псевдоним, то именно в честь этой героини. Так впоследствии и получилось. Актриса говорила, что у неё с чеховской Раневской довольно много общего, хотя и «далеко не всё, совсем не всё…».
Гордая, независимая… и одинокая
После революции родители и братья покинули Советскую Россию и поселились в Праге. А Фаина осталась в Москве, где и прославилась как выдающаяся актриса. Её отличал собственный взгляд на предлагаемые ей роли, что нередко выливалось в конфликты с режиссёрами.
Также Раневская была известна тем, что театрально переосмысляла даже свою повседневную жизнь. Каждое её обычное действие превращалось в некий маленький спектакль, а сказанные при этом фразы становились крылатыми.
Раневская была известна и полной независимостью своих суждений, что крепко противоречило и государственной идеологии, и «пуританскому» характеру официальной советской культуры. Даже в присутствии пионеров она не стеснялась матерных выражений.
И при всём этом всю свою жизнь Фаина Раневская прожила в одиночестве. Единственным её спутником жизни был пёс Мальчик, однажды подобранный ею на улице. Она так и не вышла замуж, до конца своих дней оставаясь свободной женщиной. Впрочем, у неё был один хороший друг, смерть которого она впоследствии очень тяжело переживала; это был известный актёр Соломон Михоэлс.
Понравилась статья? Поставь автору лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить самые интересные истории.