Легендарный трактор производства Липецкого завода, на протяжении трёх десятилетий, с 70-х до 90-х, его можно было увидеть практически везде. И в поле, тянущим плуг или борону, и в городе, тянущим прицеп, и в виде коммунальной техники – экскаваторов - «петушков», лёгких бульдозеров, и даже кранов – манипуляторов. Я еще застал эту машину во всех вышеперечисленных видах.
Производство этого труженика сёл и городов началось в 1961 году на Липецком тракторном заводе. В народе его прозвали «сороковкой». Предназначался для пропашки лёгких почв, для работы в тепличных хозяйствах и садах, стогометателями, для работы в виде коммунального транспорта, универсальный трактор.
На Т-40 устанавливали 2 вида дизельных двигателей – Д 37М, мощностью 40 лошадиных сил (внешне отличался округлым капотом) и Д-144 мощностью в 50 л.с. Сейчас такая мощность кажется смешной, но крутящего момента трактору, собственным весом в 2.6 тонны хватало для работ, которые он выполнял. Много проблем, правда, доставляла воздушная система охлаждения.
Летом мотор перегревался и «плевал масло» через выхлоп, зимой наоборот, надо было утеплять капот, что бы двигатель выходил на рабочую температуру. Запуск в холодное время года был той еще задачей, причем независимо от того, запускался трактор электростартером или «пускачом». В кабине зимой было холодно. У кабины, кстати, была интересная особенность – деревянная крыша, обтянутая брезентом, со временем эта конструкция приходила в негодность и владельцы уже своими силами делали металлическую крышу, как правило, из оцинковки.
Плюсов у машины было гораздо больше. Особенно, после появления в 1965 году полноприводной модификации. У машины два независимых друг от друга вала отбора мощности, один сзади, другой сбоку, по правой стороне, многое из навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования к нему подходит.
Конструкция трактора полурамная. Задний мост и механическая коробка передач в одном корпусе, к которому крепится полурама с установленным на ней мотором. Реверсивная на всех режимах трансмиссия (устанавливалась не на все машины) позволяет трактору двигаться как вперед, так и задним ходом на всех скоростях, диапазон которых начинался от 1.6 км/час до 27 км/час.
При необходимости на пашне задние колёса можно было сдваивать, но двигатель был слаб для такой функции, поэтому ней редко пользовались, а вот полноприводные модификации пользовались популярностью не только в селе, но и в городе у коммунальщиков.
Производился трактор с 1961 года (полноприводные модификации с 1965 года) до 1994 года. За время производства было выпущено без малого 1.2 миллиона экземпляров. Это один из самых массовых советских колёсных тракторов.
Они до сих пор еще активно применяются. В полях, уже конечно редко, их вытеснила более современная, удобная и экономичная техника, а вот у коммунальных городских служб в небольших городах таких тракторов еще хватает. Хватает их и у мелких фермеров, ведь запчасти найти на него не проблема, а цена этих тракторов на вторичном рынке более чем доступная.
Возможно, эти публикации вам будут интересны: гусеничный трактор «С-60» и колёсный харьковский трактор Т-125
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!