Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

Жёлтая подводная лодка

Тот редкий случай, когда для статьи можно не писать анонс - все сразу поймут о чём идёт речь по названию. Поскольку словосочетание Yellow Submarine всегда и у всех вызывает однозначные ассоциации с композицией группы The Beatles.

Да, это статья про Yellow Submaine, но не только про композицию, а про альбом, который вышел почти 50 лет назад, в январе 1969 года. А песни с этого альбома, который на самом деле был саундтреком к одноимённому полнометражному мультфильму прозвучали ровно пятьдесят лет назад в мультфильме, который вышел раньше пластинки.

Вообще-то эта статья завершает цикл из статей про синглы Битлз, начиная с 1963 года. В этом цикле я попытался проследить эволюцию группы на примере синглов, потому что у The Beatles была одна особенность - они выпускали много синглов, песни с которых в альбомы не входили. Я увидел в этом некоторое стремление к реализации определённых идей потому что многие синглы и макси-синглы представляют, на мой взгляд, законченные произведения. В комментариях к моим статьям мне указали, что выпуск синглов с аутентичными песнями был обусловлен условиями контракта с звукозаписывающей компанией. Такой вариант возможен, но почему он касался в таком случае только Битлз? У тех же Роллинг Стоунз аутентичных синглов в разы меньше. Ну да ладно, это скучные рассуждения. Для полноты картины я приведу ссылки на предыдущие статьи про синглы The Beatles, всё-таки это цикл статей и я старался:

Итак, альбом Yellow Submarine, который вышел в январе 1969 года совершенно не похож на предыдущие альбомы по формату. Музыке Битлз там принадлежит только одна сторона, на второй стороне Джордж Мартин записал свои произведения в исполнении классического симфонического оркестра - они тоже звучали в мультике. Это статья про альбом, а не про мультфильм, поэтому про мультик ограничусь краткими сведениями. Есть информация, что выпустив этот мультфильм Битлз развязались с обязательствами по контракту с кинокомпанией United Artists на три фильма. Режиссёром был канадец Даннинг, переехавший в Британию, съёмки обошлись в 250 000 фунтов и Битлз ни в режиссуре. ни в сценарии участия не принимали. Участвовали только в озвучке и в заключительном киносюжете.

Первоначально планировалось выпустить макси-сингл, на котором были бы на одной стороне All Together Now и It's All Too Much, а на второй Only a Nothern Song, Hey Bulldog и многострадальная и прекрасная Across the Universe, которая была сочинена Ленноном ещё в 1967 году, но которой никак не находилось места на альбомах группы вплоть до Let It Be. То Леннон считал её не готовой, то песня не входила в концепцию альбома - вот и на этот раз макси-сингл не вышел и песня была опять отложена.

В итоге пластинка Yellow Submarine содержит всего шесть композиций Битлз, из которых две уже выходили раньше. Это собственно заглавная Yellow Submarine с альбома Revolver и All You Need Is Love, вышедшая в психоделический период группы в 1967 году.

Жёлтую подводную лодку придумал Пол Маккартни перед сном - злые языки говорят, что это эвфемизм, обозначающий транквилизаторы жёлтого цвета - очень может быть, в этот период битлы экспериментировали с "веществами", весь период "Волшебного и таинственного путешествия" содержит массу аллегорий на этот счёт.

All You Need Is Love была написана для первого в истории глобального ТВ-шоу "Наш мир", состоявшегося 25 июня 1967 года и там же впервые исполнена. К сожалению все видео с этого шоу поудаляли на ютьюбе непонятно по каким причинам, остались только рабочие материалы

Но это всё преамбула, потому что эти две песни уже были хорошо знакомы слушателям и мы посмотрим остальные четыре песни, появившиеся впервые. Они довольно разнородны, причём две из четырёх написал Джордж Харрисон, который к этому периоду вышел на свой крепкий творческий уровень.

Первая из них - Only a Nothern Song, которая является недоброй сатирой на ситуацию, сложившуюся в группе. В 1963 году ещё Эпстайн организовал компанию Nothern Song Ltd для выпуска песен Битлз. Леннон и Маккартни имели в ней по 15%, Джордж всего 0,8%. Поэтому за выпуск своих песен Харрисон получал меньше денег, чем Пол и Джон, что было, конечно, ненормально - но это не первый и не последний случай, когда шоу-бизнес запускает свои лапы в наивные творческие коллективы. Песня несомненно психоделическая и её довольно странно слышать от Битлз в 1969 году, когда они уже давно прошли этот период. Всё объясняется тем, что Джордж написал и даже записал её ещё в 1967 году во время сессий к Сержанту Пепперу в феврале 1967 года. Песня была записана всего за два дня и она мне ужасно нравится. Лично я считаю её одним из лучших творений Джорджа. Музыкальную подоснову создаёт орган, на котором играет Леннон, гитар, кроме баса нет вообще. Мелодия распадается из-за влияния огромного количества посторонних шумов и звуковых эффектов - колокольчики, дудочки, меллотрон, фортепиано. Очень виртуозная ритм-секция, Маккартни на басу так и вообще творит чудеса - прислушайтесь, он даёт и характерный для некоторых композиций Белого Альбома бит, и просто пускается в свободное плавание. Мелодия разлагается и теряется за шумами (неизменным остаётся только ритм) только для того, чтобы в нужный момент эффектно все линии собрались в одну под вокал Джорджа, а потом опять звуки разошлись в разные стороны. Всё звучит чрезвычайно гармонично, это образец психоделической композиции, которую группа сделала походя, за два дня - это вполне в духе Битлз, тем они и велики. Меня приводит в восторг фрагмент, когда в концовке второго куплета ровно (с точностью до секунды!) в середине песни вокал Харрисона в куплетной тонике утраивается в необычной печальной модуляции на фразе It doesn't really matter what clothes I wear or how I fare or if my hair is brown. Это кульминация и высший пилотаж. Повторюсь - это образец психоделической музыки и это понимаешь только сейчас, прослушав тысячи часов другой психоделики

Третьей песней на альбоме звучит All Together Now - тоже застарелая композиция, записанная за полдня в мае 1967 года. Песня написана Полом Маккартни в качестве детской песенки, каковой она по большому счёту и является. На губной гармошке и укулеле играет Джон Леннон, а гомон и гвалт на заднем плане обеспечили все, кто на тот момент находился в студии и все, кто приходил во время записи. Эта песня вообще для Битлз не очень характерна - в таком стиле группа не писала, это больше похоже на простенькую шуточку с простеньким мотивчиком, этакая дворовая песня с детским текстом

Следующая композиция Hey Bulldog тоже для Битлз нехарактерна, но это одна из моих любимых композиций группы. Песня была записана в феврале 1968 года во время работы над Белым Альбомом. За пять дней до этого Битлз записали Lady Madonna и сходство в аккомпанементе между композициями есть - это фортепианный рифф. Но если в Lady Madonna Маккартни опирался на буги-вуги, то в Hey Bulldog звучит просто и без изысков хард-рок. Есть сходство и в настроении - впоследствии я прочитал, что это один из немногих периодов, когда группа забывала о своих разногласиях личного, финансового и творческого характеров. По счастливой случайности в эти февральские сессии разрешили присутствовать нескольким кинооператорам для съёмки проморолика к Lady Madonna и мы, к счастью, можем видеть живые фрагменты записи обеих песен. Прекрасное тематическое гитарное соло удалось Джорджу Харрисону в середине песни, оно добавило драйва. Перепалка в конце песни возникла практически случайно - Пол и Джон просто дурачились прямо во время записи. Скачущий рифф песни поражает своей простотой - одна из особенностей группы создавать нечто из ничего - и в то же время он прекрасно запоминается

Ну и наконец ещё одна не очень характерная для Битлз композиция It's All Too Much. Нехарактерна она неформатным размером в шесть с половиной минут - таких продолжительных композиций у группы немного. Песня написана Харрисоном и она тоже психоделическая и тоже из прежнего периода. Записана она была в мае 1967 года ещё даже до начала сессий к Сержанту Пепперу. В плане было её включение в фильм Magical Mystery Tour, но этого не случилась - ну и правильно, она совсем не в настроении песен из фильма. На органе на сей раз играет Харрисон, а для гитары он же во второй раз использует фидбэк, искажающий звук гитары (первый раз был на I Feel Fine). Битлы этот эффект практически не использовали, по крайней мере не злоупотребляли им. Впрочем гитара в композиции звучит глубоко на втором плане, скорее создавая спецэффекты, чем музыкальную основу

Про вторую сторону пластинки с классическими произведениями Джорджа Мартина я особо рассуждать не буду. Звучат они довольно чужеродно для Битлз, хотя в последней из пьес использована мелодия Yellow Submarine. С другой стороны, я периодически слышу использование этих мелодий в настоящее время. Их изредка исполняют и в филармониях, кроме того, я являюсь слушателем единственной в России радиостанции с классическим репертуаром - "Радио Орфей" - иногда их крутят даже там. То есть слушатели у этой музыки есть.

Сама же "Жёлтая подводная лодка" стала уже почти идиоматическим выражением. В русском языке оригинал даже трансформировался в словосочетание "Еловая Субмарина", которое использовала, например, группа "Среднерусская Возвышенность" в восьмидесятые или Липницкий из Звуков Му уже в новейшие времена для своей музыкальной программы.

А всего-то Полу Маккартни перед сном привиделась красивая картинка

-2
-3