Найти в Дзене
Знание о всеобщем

Идеализм или материализм?

Перед тем как приступить к изучению «Науки логики», следует сказать несколько слов об идеализме и материализме. Идеализм и материализм дают ответы на фундаментальные вопросы бытия: · Первична материя или первично сознание (дух)? · Кем создан (или не создан) мир? · Как мир устроен? С точки зрения объективного идеализма, которого придерживался Гегель, первопричиной всего является сверхъестественное, идеальное начало, например Бог (у Гегеля это Абсолютная идея). Бог (Абсолютная идея) мыслит, и его мысль формирует материю («И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».). Стало быть, если первопричиной является некое идеальное начало, то сознание (дух) первично по отношению к материи. С точки зрения диалектического материализма, материя сама есть причина самой себя. Человек является высокоорганизованной формой материи, которая обладает сознанием – способностью отражать материю. А раз сознание – это лишь свойство материи, материя есть причина самой себя, то из этого следует, что материя

Перед тем как приступить к изучению «Науки логики», следует сказать несколько слов об идеализме и материализме. Идеализм и материализм дают ответы на фундаментальные вопросы бытия:

· Первична материя или первично сознание (дух)?

· Кем создан (или не создан) мир?

· Как мир устроен?

С точки зрения объективного идеализма, которого придерживался Гегель, первопричиной всего является сверхъестественное, идеальное начало, например Бог (у Гегеля это Абсолютная идея). Бог (Абсолютная идея) мыслит, и его мысль формирует материю («И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».). Стало быть, если первопричиной является некое идеальное начало, то сознание (дух) первично по отношению к материи.

С точки зрения диалектического материализма, материя сама есть причина самой себя. Человек является высокоорганизованной формой материи, которая обладает сознанием – способностью отражать материю. А раз сознание – это лишь свойство материи, материя есть причина самой себя, то из этого следует, что материя первична по отношению к сознанию (духу).

Как мы видим, по первым двум вопросам идеализм и материализм стоят на взаимоисключающих точках зрения. Но с третьим вопросом всё интереснее!

Система категорий из «Науки логики» стала одной из главных составляющих диалектического материализма. Гегель, как идеалист, вряд ли был рад, если бы узнал, что его труд, проникнутый идеалистическим взглядом на мир (например, Гегель в нём даёт такое определение человека – мыслящий разум), лёг в основу марксистского учения, где Карл Маркс «поставил с головы на ноги» идеализм Гегеля на почву материализма.

Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней .
Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней .

С неодобрением Гегель отнёсся бы и к Владимиру Ленину, который в своих философских тетрадях «читал его материалистически».

Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля.
Нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля.

Но именно в этом и заключается гениальность «Науки логики»! Система категорий, изложенная в этом труде, не меняет своего содержания в зависимости от того, рассматривать ли её с точки зрения идеализма, или же с точки зрения материализма. А значит, в вопросе о том, как устроен мир, Маркс и Ленин во многом были солидарны с Гегелем.