Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Топ-14 литературных антигероев (вторая часть)

Оглавление

Продолжим знакомство с миром морально амбивалентных героев книг.

7#. Алекс («Заводной апельсин»)

Любитель «старого доброго ультранасилия» из романа Энтони Бёрджеса — эталонный образчик злодея. Главарь банды молодчиков, избивающих прохожих и насилующих случайных женщин, подвергается тюремному заключению, а заодно и специальной процедуре рекондиционирования (попросту говоря, промывки мозга), в результате которой становится безобиднее ягненка.

Кадр из фильма "Заводной апельсин" (реж. Стенли Кубрик, 1971)
Кадр из фильма "Заводной апельсин" (реж. Стенли Кубрик, 1971)

Судьба превращенного в жертву хищника ясно показывает, каким жестоким может быть наше не так уж далеко ушедшее от предков-приматов общество к неспособным за себя постоять.

6#. Рэндл Патрик Макмерфи («Пролетая над гнездом кукушки»)

Уголовник, дебошир и карточный игрок из романа Кена Кизи совершил большую ошибку, полагая, будто психиатрическая клиника придется ему более по вкусу, чем каторга. Закосив под психа, этот трикстер первое время развлекается как может.

-2

Больничными порядками железной рукой правит старшая сестра мисс Рэтчед. Скуки ради Макмерфи решил подбить постояльцев заведения на бунт против властной дамы. Поначалу это дает определенные плоды. Так, к примеру, он заставил отдать больным не использующуюся комнату под игровой зал.

Впрочем, однажды наш антигерой узнает, что срок лечения целиком зависит от воли сестры Ретчед и для него лично (поскольку его госпитализировали принудительно) оно вполне может стать пожизненным...

Кадры из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. Милош Форман, 1975)
Кадры из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. Милош Форман, 1975)

Что происходит дальше, вам стоит узнать из самой книги. Её фабула немного отличается от пятикратно оскароносной экранизации.

#5. Капитан Немо /Принц Даккар

Получивший европейское образование индийский принц, а попутно один из предводителей восстания сипаев против английских колонизаторов, потерял все (семью и детей), чтобы построить подводную лодку и с кучкой единомышленников уйти в глубины океана от зла, творимого людьми.

-4

В романах Жюля Верна он описан как волевой и даже жестокий человек (пиратствует, топит военные корабли англичан). При этом у него есть свои этические принципы, он благороден ко всем, кто не приходится ему врагом.

Всю свою жизнь я делал добро, когда мог, и зло, когда это было необходимо. Прощать обиды врагам — не значит быть справедливым.
Жюль Верн. Таинственный остров.

4#. Конан из Киммерии

Один из самых узнаваемых характеров героической фэнтези и, пожалуй, прародитель жанра. Был придуман в 1930-е годы Робертом Говардом — крайне плодовитым автором бульварной литературы (найдется все: от вестернов и детективов до хоррора).

Сын кузнеца, Конан рожден на поле боя, когда его беременная мать бросилась с мечом отражать набег ванов. Довольно эпично, не правда ли?

В нем сплетены полярные качества. Киммериец груб, хотя и образован (знает большинство языков Хайбореи, умеет на них читать), циничен и романтичен одновременно, его амбиции скромны, он ни капли не заносчив (без проблем подчиняется когда надо другим персонажам). При этом всем он планирует завоевать себе собственное королевство (что ему, надо сказать, в итоге и удается).

Наиболее иконический образ дикаря-воителя создан, разумеется, Арнольдом Шварценеггером.
Наиболее иконический образ дикаря-воителя создан, разумеется, Арнольдом Шварценеггером.

Определить Конана в антигерои нас вынуждает абсолютная небрезгливость оного в методах выживания (когда нужно кого-то ограбить или убить для получения необходимого ресурса, варвар делает это без лишних разговоров). На страницах романов перед нами предстает мародер и наемник, крайне прагматичный и ни капли не сентиментальный.

Но такой малопривлекательный образ действий не мешает ему совершать и ультимативно рыцарские деяния — заступаться за слабых, выручать из беды симпатичных и не очень принцесс, уничтожать пачками злых магов и чудовищ, сокрушать армии, спасая целые королевства от гибели и разорения. Сложная личность.

3#. Хэвиланд Таф («Путешествия Тафа»)

Не так уж много людей в нашей стране в курсе, что до «Игры престолов» Джорж Мартин отметился некоторым количеством весьма недурных книг в жанре научной фантастики. Об одной из серий (которую, кстати, скоро экранизирует HBO) мы и поговорим.

Хэвиланд Таф — это лысый, тучный и обожающий кошек мизантроп. У него имеется супероружие в виде космического корабля, способного как решить экологические проблемы целой планеты, так и угробить на ней все живое.

-6

Персонаж промышляет на жизнь причинением добра за умеренную плату, а при отказе платить отправляет должникам документальный фильм про то, как его чудо-корабль обнуляет биосферу целой планеты.

Моральный облик персонажа довольно спорен, поскольку творит он, мягко говоря, не одно только благо. Планете, которая славится боями на арене, он продает бойцовых зверей, что приводит к гибели всей ее экономики, а затем и биосферы. Решив пару раз продовольственную проблему планеты С’атлэм, он усугубляет наступление голода из-за бесконтрольного размножения населяющей ее разумной расы. Чтобы исправить ошибку, добрый космоэколог... распыляет вирус-убийцу.

2#. Альбус Дамблдор

Неожиданный серебряный призер нашего соцсоревнования — директор школы чародейства и волшебства из серии книг Джоан Роулинг. На первый взгляд персонаж представляет собой помесь Альберта Эйнштейна с Дедом Морозом, но по мере развития сюжета становится ясно, что старик в этическом плане очень даже непрост.

Во-первых, весьма спорна его биография: история с Грин-де-Вальдом (насколько они были близки?) и сестрой Арианой, погибшей по их вине.

-7

Во-вторых, и к Гарри его отношение весьма двойственно. Начиная примерно с 5-й книги (если не раньше) Альбус таки догадался, что Гарри — крестраж Волан-де-Морта. И он, называя вещи своими именами, методично готовит мальчика на заклание злодею.

Вообще ради достижения высшей цели добрый волшебник не очень-то разборчив в выборе средств и показал себя, прежде всего, как дьявольски хитрый кукловод. За что мы и отдаем ему заслуженное второе место.

1#. Воланд

Самый мрачный, темный, но парадоксальным образом направо и налево творящий добро персонаж нашего топа — это, разумеется, Сатана по версии Михаила Булгакова.

Как известно, Маргарита и Мастер в тексте этого произведения появились достаточно поздно (спустя десятилетие после начала работы). Сам писатель охарактеризовал замысел книги как «роман о дьяволе». Ранние названия тоже красноречиво намекают кто в произведении главный: «Инженер с копытом», «Чёрный маг».

-8

Итак, Воланд. Сложность этого персонажа в том, что он справедлив и жесток одновременно.

От привычно понимаемых потусторонних сил мы ждем ужаса и концентрированного зла, но зло Воланда — тщательно дозированное и направлено оно в адрес негодяев, многих из которых мы и сами с удовольствием бы проучили.

Одаренного, но малообразованного поэта Бездомного, Воланд при помощи шизофрении превращает в профессора философии. Доносчика Майгеля публично убивает из пистолета. Прочих мелких мошенников пугает так, что они вряд ли продолжат заниматься своими делишками. Пожалуй, из всех наказанных Воландом людей, современнику будет жаль лишь Берлиоза (здесь, по-видимому, Булгаков сводил какие-то личные счеты с советским атеизмом).

По общему впечатлению, Сатана «Мастера и маргариты» какой-то неканоничный и небиблейский. К примеру, начисто отсутствует такая черта как лукавство. В литературной вселенной Булгакова он отвечает не столько за зло (и сооблазн зла), сколько за возмездие злу, творимому людьми. Тем он и симпатичен читателю.