Жил в Англии XI века некто Херевард по прозвищу Уэйк, что в приблизительном переводе означает «Бдительный Пастух» и был он последовательным врагов норманнов.
Средневековые сказочники предпочитали делать своих персонажей королями или хотя бы принцами, поэтому легендарный Херевард стал сыном Леофрика, ярла Мерсии. В реальности же наш герой, скорее всего, был потомком небогатого землевладельца датского происхождения, обитавшего на юге Линкольншира. Во всяком случае, болотистая и лесистая местность около монастыря Питерборо была знакома Хереварду до последнего кустика.
Датчане давно и плотно поселились на землях Британии и научились мирно соседствовать с англосаксами. Но с армией Вильгельма поладить было сложнее. Захватчики, прибывшие из Франции в 1066 году, подчинили население своей власти всего за четыре года. Но вблизи острова Или, затерянного среди болот и узких проток, спрятались корабли датского короля Свена Эстридсена – претендента на английскую корону.
А на самом острове устроили свой лагерь последние свободные англосаксы, вожаком которых стал Херевард. Повстанцы нападали на владения норманнов и грабили их. Наиболее известен набег Хереварда на аббатство Петерборо в 1070 году. Даже в те суровые времена нападение на монахов не считалось подвигом. Но в легендах поступки героя всегда находят достойное оправдание: оказывается, благородный разбойник пытался спасти сокровища монастыря от разграбления норманнами.
Правда, другая легенда рассказывает, что монахи всё же обиделись на «спасителей» и выдали повстанцев норманнам, показав тем путь к лагерю. К этому времени флот датчан уже покинул Англию – Вильгельм заплатил Свену достаточно денег. Но вожака повстанцев схватить не удалось: с командой друзей он скрылся в непроходимом лесу на границе Нортгемптоншира и Хантингдоншира.
Лесной разбойник ещё несколько лет нападал на норманнские отряды и вошел в английский фольклор как защитник простого люда и предшественник Робин Гуда. В хронике XV века Gesta Herewardi написано, что король Вильгельм всё же поймал, но помиловал Хереварда, который стал достойным вассалом короны и предком дворянского рода Уэйков.
О том, как легенда трансформировалась с веками и как в неё попали принц Джон и леди Марион – в следующих статьях на канале «Альбион».