Найти тему

К вопросу о преподавании эволюции в школах Саудовской Аравии и Ирана.

Перу ученого из Гарвардского Центра Ближневосточных Исследований Элис Бертон (Elise Burton) принадлежит статья, в которой автор сравнивает преподавание эволюции в школах Саудовской Аравии и Ирана. Результат этой работы во многом стал неожиданностью для западной публики, поэтому считаем необходимым пристально разобрать эту работу.

Вместо введения

Аллах сотворил всякое животное из воды. Из них есть такие, что ходят на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах, и есть из них такие, что ходят на четырех. Творит Аллах, что пожелает. Ведь Аллах над всякой вещью мощен! [24:45]

Приведенный выше аят Корана - один из серии аятов, которые рассматриваются некоторыми современными мусульманами, как доказательство того, что в Коране были предсказаны многие научные открытия современности (некоторые теологи, например, рассматривают приведенный выше аят, как указание на то, что жизнь появилась в воде, что отлично корреспондирует с мнением современной науки). Это одна из попыток (насколько удачная - другой вопрос) примирить религию и науку. Ведь действительно, строгий креационизм при полном отказе от науки - это не единственный вариант, который доступен верующему мусульманину. Самый легкий путь - это допустить существование эволюции, но воспринимать ее, как процесс, обусловленный Богом. И многие мусульмане считают, что теория “божественной эволюции” отлично подходит для многих форм жизни, но только не для человека…

Ситуация в школах Саудовской Аравии

Образовательная система СА представляет собой следующую структуру: начальная школа (ibtida`i) - 6 лет (1-6) - на этом этапе завершается обязательное для всех образование; средняя школа (mutawasat) - 3 года (7-9); старшая школа (thanawi) - 3 года (10-12). Образовательная политика в королевстве произрастает целиком из ислама, пропагандируется “исламская концепция” вселенной, человечества и жизни. Обязательным атрибутом такого рода политики является беспрестанное цитирование аятов Корана, которые хоть как-то можно соотнести с рассматриваемым вопросом.

В учебнике по естествознанию для 6-го класса, 3 из 4 аятов, цитируемы в данной книге, напрямую связаны с происхождением живых видов. Например параграф о человеческом теле открывется таким аятом: “Мы сотворили человека лучшим сложением” [95-4] (Здесь у Бертон была ошибка в цитировании Корана - здесь 4-ый аят 95-ой суры, а не 45-ый).
Параграф о репродуктивной функции у растений и животных предвосхищен таким аятом: “Из всякой вещи Мы сотворили пару, - может быть, вы пораздумаете!” [51-49]. О важности воды повествует аят, приведенный в начале статьи. Учитывая, что это последняя книга, связанная с естественными науками, которую должен изучить каждый саудовский ученик, то не исключено, что для тех, кто завершил свое образование на этом этапе, научное знание неразрывно связано с концепцией божественного творения.

Подавляющее большинство студентов из Саудовской Аравии имеют возможность продолжить и продолжают свое образование в средней школе, однако и на этом этапе учебный план дисциплины “естествознание” не претерпевает серьезных отличий. Конечно, некоторые темы, такие как астрономия и биология, имеют больше ссылок на Коран, чем, скажем, физикам и химия, из-за большего количества подходящих аятов. Эти аяты должны служить убедительным доказательством того или иного феномена.

Для учеников, попавших в первый класс старшей школы (10-ый класс) биология является обязательным предметом. Во вступлении учебника, написанного для этой дисциплины, вводится понятие “адаптации” в глоссарии биологических терминов, однако определение дано вне контекста эволюции и естественного отбора: “существуют структурные, функциональные и поведенческие характеристики у организмов, которые помогают им выжить в определенных условиях. Аллах, слава ему, создал для организмов эти характеристики и структуры, чтобы позволить им выжить в различных условиях”. Далее никаких отсылок к Корану не следует. Здесь четко виден упор на креационизм, под влиянием которого находится все образование в СА.

И только учебник для 12-го класса содержит первое и единственное прямое упоминание эволюции и несколько страниц, посвященных обсуждению происхождения человека. Здесь полностью повторяется мысль о непосредственном сотворении человека, как об этом было явлено в Коране, а также упоминается о схожем мнении, изложенном в Торе и Евангелиях.
Далее идет такой пассаж: “...на Западе появилась так называемая “теория эволюции” англичанина Чарльза Дарвина, который отвергал сотворение человечества Аллахом, утверждая, что все живое и люди происходят из единого начала. Нам не нужно следовать этой теории, потому что у нас есть Книга Аллаха, финальное слово о происхождении жизни, указывающее, что все живое - это творение Аллаха”.

По мнению составителей учебника, теория Дарвина состоит из предположений и гипотез, которые не имеют доказательной базы: “Любое доказательство в пользу теории эволюции рушится при первой же проверке; эта теория возникла или из-за недоразумения, просчета, или из-за ограничений, накладываемых наукой, или из-за воображения и спекуляций, или из-за обмана и подлога”.

Самое интересное (здесь есть какой-то сюр), что даже имея только такой багаж знаний об эволюции, которые саудовские ученики получили в школе, они имеют право заниматься естественными науками в местных и иностранных вузах на профессиональном уровне. Однако здесь стоит учитывать тот факт, что образование “для низов” и “для элиты” может существенно отличаться друг от друга. К тому, как бы это закостенело не выглядело со стороны, СА идет по пути неспешных, “черепашьих” реформ, в том числе и в области образования. Одним из подтверждений тому служит относительно недавно основанный Университет Науки и Технологий им. Короля Абдуллы, который при поверхностном взгляде может показаться “островом современности” в “болоте архаики”. Впрочем, мы думаем, не все так однозначно. К тому же поверхностное изучение выдержек из учебников не может дать исчерпывающей информации, а может дать лишь “направление”.

Ситуация в школах Исламской Республики Иран

Структура школьного образования в Иране выглядит так: начальная школа (ebtedayi) - 5 лет (1-5); средняя школа (rahnemayi) - 3 года (6-8) - на этом этапе завершается обязательное образование; старшая школа - 3 года (9-11) и дополнительный, “предуниверситетский” класс для тех, кто нацелен на учебу в ВУЗе (pish daneshgahi) - 1 год (12). На этом этапе видно, что школьные образовательные системы двух стран внешне отличаются ненамного.

Теперь к сути.

В пятом классе, завершающем программу начальных классов, в ИРИ изучается “История Земли”, как неотъемлемая часть геологических знаний. Этой теме посвящена глава в учебнике для 5-х классов, одним из параграфов которой звучит как “Краткая история жизни”. В первом же предложении параграфа явственно видно различие подходов к образованию в Иране и Саудовской Аравии. Оно звучит так: “Геологи, изучая окаменелости, пришли к выводу, что жизнь зародилась в море”. Далее, выход живых существ из моря на сушу объясняется появлением растений и, соответственно, изменением окружающей среды, которая стала пригодна для жизни. Рассказывается о появлении рептилий и млекопитающих. В следующем параграфе “Изменение Континентов и Морей”, показано, со ссылкой на авторитетное мнение геологов (не теологов!), что изначально существовал один континент, окруженный огромным океаном, который около 200 миллионов лет назад начал делиться на части.

В учебнике естествознания для 8 класса, завершающего обязательное образование, наряду с геологией, затрагивается тема непосредственно эволюции. Глава начинается с фото окаменелостей и короткого очерка об истории жизни, сопровождаемого иллюстрированной геохронологической шкалой.
В отличие от саудовских 10тиклассников, которых обучают тому, что адаптация - дар божий, иранские 8классники обучаются тому, что это процесс, обусловленный мутациями и естественным отбором. Например: “Новые признаки, возникающие в результате мутации, в основе своей вредны для жизни. Впрочем, в редких случаях, благодаря редкой мутации, полезные признаки также появляются. Рождается организм с одним или несколькими полезными признаками и он находит в себе лучшую совместимость с окружающей средой по сравнению со своими сородичами, и, постепенно, количество особей с такими признаками возрастает.”

Но, пожалуй, самый живой интерес в мире вызывает уровень “эволюционной” подготовки будущих иранских ученых, то есть тех, кто успешно окончил среднюю школу по профилю “опытные науки” и поступил на курс “pish daneshgahi” (буквально “предуниверситетский”). Учебник по биологии для этого курса содержит 40-страничную главу об эволюции, а также главы о популяционной генетике и “динамике популяций [разнообразие видов] и биологических сообществах”. Глава об эволюции состоит из трех частей. Первая часть, в основном, посвящена Дарвину и его влиянию и завершается формулировкой синтетической теории эволюции.

Вторая часть отведена доказательствам эволюции, включая палеонтологию, молекулярную и структурную гомологию, эмбриологию, с обсуждением скорости эволюционного развития и теории прерывистого равновесия. Третья часть посвящена примерам естественного отбора, таким как березовые пядерицы (т.н. индустриальный меланизм) и галапагосские вьюрки, которых уже долгие годы исследуют Питер и Розмари Грант. Жизнь и деятельность Дарвина рассматривается в контексте времени, уделено внимание развитию дарвиновских идей последующими учеными. В отличие от саудовского учебника, иранский заявляет, что “практически все сегодняшние биологи признали, что теория Дарвина может дать основание для разнообразия жизни на земле”.

Однако есть и один существенный минус: единственной темой, которая не получила полного охвата в иранских учебниках по естественным наукам, является наиболее спорная с религиозной точки зрения тема - человеческая эволюция. Подспудно, часть о популяционной генетике из последнего учебника показывает, что фактически естественный отбор действителен и для человека. Впрочем, явных попыток вписать человека в эволюционную канву не наблюдается. Не исключено, что это связано с попытками иранского министерства образования снизить количество взаимоисключающей информации на уроках естествознания и религии.

Заключение

Пытаясь подвести итог вышесказанному, нужно заметить, что работы Бертон, хоть и вошли (во многом из-за неимения других материалов) в оборот среди тех, кто занимается проблематикой эволюции и креационизма в исламе и т.п., но они не лишены и минусов. Нам видится, что в статье ситуация с эволюцией в школах противопоставлена слишком “резко”, а собранного материала недостаточно, чтобы поставить точку в данном вопросе. Можно, например сказать, что программа на бумаге и реальное обучение - вещи разные, причем, порой, кардинально, а учитывая, что никто еще не изучал ситуацию с обучением эволюции “на местах”, то смело можно сказать, что тема все еще открыта. Однако, повторюсь, что статья задала “направление мысли” и, хоть, вполне возможно, что ситуация не так однозначна и что различие не такое острое, но, оно тем не менее, велико.

Какие предпосылки можно назвать в качестве причин нынешнего состояния дел? КСА было образовано только в 30-е годы, а до этого, на протяжении веков, вплоть до развала Османской Империи, Аравийский полуостров был дикой, заштатной провинцией этой империи и все нововведения, которые появлялись в крупных городах Империи, в том числе современное образование на западный манер, проходили мимо, а первые попытки ввести всеобщее государственное образование появились лишь в 70-х годах, после нефтяного “бума”.

Если же мы говорим об Иране, то это страна с тысячелетней историей, а непрерывная линия преемственности власти идет с конца XVI-начала XVIIвв., когда шах Аббас, окончательно вытеснил тюркский элемент культуры и языка при дворе, заменив его персидским до исламской революции, когда был свергнут последний шах. Первые ростки образования на западный (в основном, французcкий) манер появляются еще в XIXв., а при династии Пехлеви произошел настоящий “бум” вестернизации и секуляризации, когда впервые эволюция попала в иранские учебники.

Однако, несмотря на расхожее мнение, исламская революция не внесла кардинальных изменений в школьную систему, введенную еще шахом. Да, в 1984 упоминание имени Дарвина попало под запрет, но это, скорее, всего было связано, не с противодействием теории эволюции, а противодействием “западничеству”. Уже 1998, в год, когда в права президента вступил реформатор Хатами, имя Дарвина снова вернулась на страницы иранских учебников.

Использованная литература:

+Burton, E. K. “Evolution and creationism in Middle Eastern education: a new perspective”. Evolution, 65:301–4 - (2011).

+Burton, E. K. “Teaching evolution in Muslim states: Iran and Saudi Arabia compared”. Reports of the National Center for Science Education, 30(3), 28-32. - (2010).

+Edis, Taner; BouJaoude, Saouma. “Rejecting Materialism: Responses to Modern Science in the Muslim Middle East”. International Handbook of Research in History, Philosophy and Science Teaching, 1663-1690. - (2014).

+Hameed, Salman. “Bracing for Islamic creationism”. Science, 322(5908), 1637-1638. - (2008).

+Коран в переводе Крачковского