Причины брака на производстве всегда были разные. Основная, с директора завода требовали в первую очередь количество сделанной продукции, отсюда закрывали глаза на нарушение технологии, замену устаревшего оборудование на новое, требование к сотрудникам ОТК закрывать глаза на брак и многое другое. Когда на директора завода наезжали свыше, тогда выясняли причины брака и ситуация улучшалась.
На оборонных заводах БХК было не мало брака. Куда же его девали. При изготовлении порохового брака его в основном сжигали на поле сжигании. Часть брака складировали. Сжигали также и твердое топливо для ракет, гул стоял при горении такой, что слышно было в городе.
При изготовлении систем залпового огня было проще, вернее более безопасно. Корпуса бракованных двигателей (называли их просто, трубы) использовали для столбов к заборам. Брак был на разных стадиях изготовления, поэтому столбы из них были из голого металла и с покрытием.
Столбы на даче.
Покрытие на столбах цинковое. Толщина цинка несколько микрон.
На столбах сохранились клейма контролеров ОТК.
Соединение труб резбовое. Градовские двигатели состояли из двух соединенных труб.
На верхнию часть резбы накручивалась боевая головка. Выпускали градовские двигатели до 1990 года. Трубы эти стоят здесь больше 20 лет. Готовые изделия, которые консервировали, укладывали в тару и сдавали на склады хранится могу на много дольше. Такое требование выставляли военные.