Дорогие друзья, леди и джентльмены! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию «нравственный след» известного всем произведения «Джейн Эйр».
Оглядываясь назад, я припоминаю, что этот сюжет так меня пронзил в мои 11 лет, что я и помыслить не могла своей жизни без мужа благородных кровей. И далее по жизни простые ребята мне были противны.
Сейчас модно искать сценарии в любимых сказках, в родительских установках и копаться в прошлом и даже в том времени, когда тебя ещё не было. Думаю, не стоит этого отрицать. Где-то в этом правда есть, верно?
А теперь давайте разберём, что ещё можно почерпнуть из «Джейн Эйр», кроме идеи о благородном муже?
Первая. Идея всецелого страдания. Благородного, конечно. Благородного, потому что красивого. Потому что у хитрой Джейн была абсолютная власть над ситуацией и она знала, что у несчастного Рочестера нет других перспектив кроме неё: он сдался ей с потрохами. Да и в описании ее детских лет автор не зря уделяет внимание признакам ее властности и живучести.
Но читая это в 11 лет, мы такие сигналы пропустим и будем верить, что любое страдание благородно. Однако, это не так.
Вторая. Идея разлуки, от которой чувства сильнее. «Отпусти, и если твоё, оно придёт», - утешаются обычно проигравшие. Никого она не отпускала, думала о нем каждый день, даже галлюцинации ловила. Вцепилась в аристократа мертвой хваткой, «зачморив» поклонника - святого отца, который и нам со страниц романа кажется недостойным.
Третья. Идея мужественного преодоления разных препятствий. Ну это мы и без Джейн умеем, можно не останавливаться на этом пункте подробно.
Четвёртая. Идея женщины-деятеля. Ведь наш красавчик Рочестер ничего не делал со своей жизнью, в то время как Джейн вертелась как могла, за два года из сточной канавы выбившись в богатые наследницы. В общем, все сама, и здесь все честно. И, возможно, это правильная и хорошая идея.
Пятая. Идея самоотреченной любви. Рочестер, слепой и безрукий, все также вызывал в ней чувства. Повезло аристократу. Получается, выиграли все, и что тут говорить: что хорошо, то хорошо.
Итого целый серпентарий нравственных следов: одни с ядом, другие с лекарством. Если тронет душу такой сюжет, то следует ожидать развития тонких чувств, на фоне которых наша бытовая горечь покажется убийственной. И жизнь перестанет радовать окончательно. Как говорят психологи, это не хорошо и не плохо. Если осознано.
Я могу перечислить и другие душещипательные фильмы-разлучники, от которых хочется заразиться нравственной высотой: «Поющие в терновнике», «Разрисованная вуаль», «Унесённые ветром».
Я бы не советовала смотреть такие фильмы до 30 лет, пока не высока вероятность внятной оценки событий. А то посмотришь вокруг - все одни страдалицы да принцессы, все красавицы да умницы начитанные, а замуж не идут. Где же их Рочестеры?
Что думаете, друзья?