В свое время искала современные и актуальные книги про мотивацию. Эта книга попалась мне в нескольких подборках «лучших книг о мотивации». Полное название книги – «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует», ее написал в 2009 году Дэниел Пинк, американский писатель и журналист.
Для кого эта книга?
- для всех, кто хочет подробно изучить современный подход к мотивации в работе, учебе и других сферах;
- для тех, кто руководит сотрудниками, которые выполняют творческую работу/ занимаются разработками.
Что внутри?
Автор сравнивает мотивацию с операционной системой, которую совершенствуют, чтобы она отвечала запросам времени, и выпускают в разных версиях.
В книге выделены три версии мотивации:
1. Мотивация 1.0, самая примитивная, была предназначена для выживания;
2. Мотивация 2.0, внешняя мотивация, построена на основе наград и наказаний – метод «кнута и пряника».
3. В книге доказывается, что в 21-м веке основным типом мотивации должна стать Мотивация 3.0, где поведение человека ориентировано больше на удовлетворение от деятельности, чем на внешние награды. В качестве аргумента автор приводит результаты исследований, которые демонстрируют, что метод «кнута и пряника» уже не работает.
Подробно рассказывая о трех основных элементах «Мотивации 3.0», автономии, мастерстве и целеустремленности, автор дает оговорку: такая мотивация не совместима с рутинной работой, где людей нужно обязательно контролировать и финансово мотивировать, иначе у них не будет никакого резона работать. Если работа творческая, людей даже рискованно мотивировать денежными бонусами, – так считает автор книги.
Практическое применение
Хочется отметить, что «Мотивацию 3.0», за которую ратует автор книги, сегодня вряд ли можно широко применять в России. Уровень жизни здесь еще такой, при котором на большинство работников пока действует метод «кнута и пряника». Когда-нибудь, при лучшем сценарии, руководители будут успешно практиковать «Мотивацию 3.0» во всех компаниях, где люди выполняют творческую работу или занимаются разработками.
И абсолютно не применим такой тип мотивации в сфере продаж. Чтобы заставить менеджеров по продажам забыть о денежной мотивации, сделав приоритетом более высокие материи, нужно отказаться от выставления ежемесячных планов продаж. Делать адекватным базовое вознаграждение труда. Нелепо, когда в нынешней социально-экономической ситуации некоторые русские владельцы бизнеса делают заявления вроде «зарплата – это дело десятое, и мы не любим, когда кандидаты на собеседовании спрашивают о ее размере». При этом они ищут менеджера по продажам, львиная доля зарплаты которого – бонус от продаж.
Поэтому, несмотря на все свои плюсы, принципы «Мотивации 3.0» следует применять с умом и к месту, как любой другой принцип из книг по психологии или управлению.
Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал: здесь вы всегда найдете ответ на вопрос «Что почитать?» и узнаете много интересного о книгах и не только.