Рецензия к фильму “Фантастические твари: Преступления Гриндевальда”
И еще я попрошу любителей фантастических тварей умерить ожидания соразмерно шрифту этого словосочетания в названии. Магические животные больше не являются первичным двигателем сюжета, и принимают участие в происходящем едва ли больше, чем в любой из серий "поттерианы". Основное внимание уделено раскрытию пресловутых мотивов и взаимоотношений, любители индийских мелодрам и прочих "санта-барбар" будут в восторге. Заявленных преступлений в кадре, впрочем, тоже не очень много творится, политическая по сути компания Грин-де-Вальда лишь набирает обороты. Очередной колоритно гримированный персонаж Джонни Деппа изрядно отличается от безносого супостата Волан-де-Морта талантом убеждать, а не запугивать, и активной вербовкой среди поначалу противящихся его действиям магов, а творить зло командует приспешникам и стихиям, да ещё и за кадром. Ну, за исключением сцены своего побега - зрелищной, но также неспособной похвастать кристальной ясностью замысла.
Главным героем формально остается, разумеется, спаситель Нью-Йорка Ньют, награжденный соотечественниками за свои старания статусом невыездного. Причины тому высказываются в форме лозунгов: "тебе никогда не встречался монстр, которого ты не смог бы полюбить", "не очень-то слушается приказов" и даже "я не могу с ним бороться, придётся тебе", но истинная, подозреваю, не озвучивается: зооинструментарий Взломщика в его карманах. А обилие романтических интересов у, прямо скажем, сомнительно привлекательной персоны (да простят меня фанатки талантливейшего Эдди Редмэйна) - даже не приманка для девичьей аудитории, а маскировочное устройство, без которого весь проект искусственно раздуваемой предыстории изрядно напоминает труды одного неугомонного новозеландца и кинокомиксы с большой “Х” в названии. Причем, поскольку это не экранизация, а оригинал, то любые обвинения, в том числе и в автоплагиате, Джоанна способна походя отвести, низведя в следующей серии перекрещенного нашими переводчиками в Саламандера мага до второстепенного персонажа. Уже сейчас можно заподозрить, что он свою миссию закончил - по крайней мере, все мало-мальски важные изменения статуса и иные признаки развития касаются ныне совсем других действующих лиц (и заокеанская мракоборица Тина в их число тоже не входит).
Например, любимца самой писательницы и еще миллионов читателей - профессора Дамблдора в искромётном исполнении Джуда Лоу, сходу выдающего двусмысленности типа “мы были больше, чем братья”, и демонстрирующего не менее эффективное красноречие, чем коллеги-волшебники на букву “Г”. Но на его основе серьёзную интригу не замесишь - все, кому франшиза в принципе интересна чем-то, кроме ярких спецэффектов, знают, ЧЕМ всё это закончится. И создатели не пожелали рисковать, ограничиваясь детализированным КАК, а... правильно, ввели в список участников ещё одного мальчика-который-не-умер! В общем, для обещанных трёх продолжений уже накопилось достаточно в меру симпатичного “авадакедаврочного мяса”, чтобы каждую развязку дополнить трагическими нотками, не покушаясь на столпы канона. Я бы даже сказал, хранилище этих проименованных “полуфабрикатов” перегружено, а вот желаемой степени пропитанности зрительским вниманием их заготовщикам достичь не удалось - иначе б не звучали в зале во время финальных откровений вялые восклицания: "Да неужели?! И что с того?.."
И все же провести два с лишним часа в кинотеатре смогут с немалым удовольствием и случайно зашедшие в надежде на зрелищный аттракцион маглы. Да, придётся смириться с обилием диалогов, но неослабевающие ни на миг усилия костюмеров, декораторов и художников облегчат эту задачу. Помимо американской высотки и лондонских улиц география картины включает место крушения “Титаника” и ещё несколько флешбеков, но в основном, так уж задумано, все пути ведут в Париж - а он сто лет назад был даже прекраснее, чем сейчас. Атмосфера в целом, правда, мрачновата, особенно когда на фоне Эйфелевой башни повсеместно распускаются серые цветы магического нацизма. Зато на контрасте великолепно срабатывают ностальгически-тёплые посещения в Хогвартс, как наяву, так и в воспоминаниях Ньюта, и краткое возвращение в его потайной зверинец - ещё менее оправданное сюжетно, но предоставляющее необходимую передышку. Ну, как тут не посетовать, что Роулинг не наигралась ещё с аллегориями на тему власти и ксенофобии и не одарила своим воображением мифологию келпи или капы. Ладно ещё, китайскому дракону зу-ву и французским матаготам досталась настоящая минута славы. В конце концов, нет такой ошибки в творчестве, которую нельзя было бы исправить подходящей дозой котиков.