Найти тему
Справочник кинопижона

Разбор фильмов Орсона Уэллса. Часть 1: от слэпстика к нуару

Оглавление

Первая часть обещанного краткого разбора фильмографии главного американского режиссера всех времен Орсона Уэллса. Ниже речь пойдет только о законченных фильмах, доступных в настоящее время на просторах сети. Телевизионные пилоты, сохранившиеся отрывки незаконченных проектов, документалки и короткометражки исключены. Если писать ещё о них, то разбор затянется не на 3 запланированных части, а на 4-5.

Слишком много Джонсона (Too Much Johnson), 1938

Сорокаминутная немая короткометражка, в течение 75 лет считавшаяся потерянной, но найденная, отреставрированная и выложенная в сеть в 2014 году. Крайне любопытная проба пера, напоминающая одновременно слэпстики Бастера Китона и работы американских авангардистов рубежа 20-х-начала 30-х. Если вы способны воспринимать немое кино, ознакомиться стоит.

Гражданин Кейн (Citizen Kane), 1941

Тот случай, когда слава «лучшего фильма в истории» серьезно вредит кинопроизведению. Многие обламываются, ожидая увидеть шедевр страшной силы, а видят просто шедевр. Но если отнестись к фильму, как к самому признанному критиками, то воспринимать «Кейна» становится гораздо проще. Действительно, какое ещё американское кино поставить на первое место? «Головокружение» Хичкока на первом месте в последнем по времени рейтинге лучших фильмов от Sight and Sound вопросов вызывает гораздо больше фильма Уэллса.

-2

Великолепие Амберсонов (The Magnificent Ambersons), 1942

Фильм, который по мысли Орсона, должен был превзойти «Гражданина Кейна» по всем статьям , но был серьезно порезан студией. Но и в дошедшем до нас виде язык не поворачивается назвать его иначе как шедевром, а о том, чем фильм мог оказаться, реализуй Уэллс все задуманное остается только мечтать.

-3

Чужестранец (The Stranger), 1946

Снятый по-быстрому и ни на что особо не претендующий нуар, демонстрирующий, что Орсон даже, особо не напрягаясь, способен сваять шедевр. По сюжету детектив-еврей в исполнении Эдварда Дж. Робинсона, очевидно списанный с Симона Визенталя, выслеживает в американский провинции условного нацистского преступника (Орсон Уэллс), в котором угадываются черты одновременно Гейдриха и Эйхмана. Буквально за пару минут минут экранного времени и без особой жести Уэллсу удается создать образ Холокоста убедительней, чем получилось у того же Спилберга в «Списке Шиндлера».

-4

Леди из Шанхая (The Lady from Shanghai), 1947

Канонический нуар, сила которого в том, что он даже не пытается выйти за пределы жанра. Уэллс насыщает безыскусную по сути бульварную историю такими роскошными визуальными образами, что многие критики серьезно называют Леди лучшей работой Уэллса. Я бы не был столь категоричен.

-5

Макбет (Macbeth), 1948

Первый фильм Шекспировской трилогии Уэллса. К Уильяму Орсон всегда был неравнодушен: согласно ходящей в интернете информации в своем театре Уэллс сделал такое количество постановок Шекспира, что цифру приводить не буду, самому в неё не верится. А так на фоне уэллсовского "Макбета" версии Поланского и Кёрцеля смотрятся, как детский утренник.

-6

Отелло (Othello), 1952

Вторая и лучшая из Шекспировских работ Уэллса. Один из самых визуально роскошных фильмов пятидесятых, на фоне которого грандиозные массовки Де Милля ("Десять заповедей") и Уайлера ("Бен Гур") смотрятся как-то бледновато. Достигается это за счет с одной стороны продуманных, а с другой - каких-то на удивление свободных углов съемки, которые до сих пор смотрятся достаточно свежо. В роли Отелло сам Уэллс. С намазанным гуталином или одним из его аналогов лицом. Это, пожалуй, единственная условность, которую стоит принять, в остальном к фильму не докопаться ни по одной статье.

-7

Мистер Аркадин (Mr. Arkadin), 1955

Очередной чисто уэллсовский нуар, который на западе принято считать неудачей. Что полная и абсолютная чушь. Именно в "Аркадине" Уэллс добился совершенства в съемке "с пола" и исполнил одну из лучших, если не лучшую, роль в своей карьере: демонического архикапиталиста, чья харизма буквально парализует.

Выразительное лицо, не находите?
Выразительное лицо, не находите?

Печать зла (Touch of Evil), 1958

Вершина режиссерской карьеры Орсона. Нуар столь совершенный, что им легко восхищаться, но трудно любить. «Печать зла» для нуара значит примерно столько же, сколько «Космическая одиссея 2001» для фантастики, а «Однажды на диком западе» для вестерна. Тот фильм, после которого остальные, даже лучшие нуары кажутся каким-то дешевыми поделками.

-9

Продолжение следует...