«Старался показать степень действий одной из проповедей Иоанна Златоуста на различные характеры - на бедность и богатство, на юность и старчество. Хотел выразить двойное понимание ее. Бедные слушают с упованием... богач заснул в креслах, пользуясь правом сидеть в церкви, в известных случаях данным по преданию от св. апостолов, а его жена занимается светским разговором. Священник указывает одной рукой на небо, обещает надежду одним, другою рукой указывая на богача, говорит о наказании, ожидающем злых...». В.Перов
Акцентируется не столько само действие, сколько его результаты - реакция прихожан на слова священника, обещающего беднякам царство небесное, а богачам - геенну огненную.
Каждый персонаж - это точно найденный социальный тип, а картина в целом может восприниматься как своего рода «модель» провинциальной России середины прошлого века.
Работа над картиной шла к концу, когда 19 февраля 1861 года был объявлен манифест об отмене крепостного права. Под прямым влиянием этого события Перов ввел в изображение малозаметную надпись над аркой: «Несть бо власти аще не от бога», а также изобразил на заднем плане фигуру чиновника с манифестом в руках. Тем самым он придал изображению большую злободневность и в какой-то мере выразил свое отношение к крестьянской реформе. Перова поразили то «недоумение» и та апатия, с которыми встретил народ долгожданное освобождение.
Поскольку «Проповедь в селе» являлась конкурсной картиной, Перову важно было продемонстрировать здесь зрелость своего исполнительского искусства. С точностью передал он особенности различных фактур, с одинаковой тщательностью выписывая и роскошное шелковое платье, и рваные мужицкие зипуны. Члены Совета Академии остались довольны картиной воспитанника московского Училища - Перову была присуждена Большая золотая медаль.