«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».
английский критик Генри Вейтс, 1972
Сколько уж од посвящено магической картине Малевича,чего только искусствоведы, критики , да философы не заявляли! Одни утверждают, что томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало "подкартину" данной экспозиции:
Данные исследователи даже придумали историю создания данного "шедевра"! Мол для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане(ВНЕЗАПНО). Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги. Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской (умаялся поди с натурщицами трудиться). Утром туда вошла его жена(вопрос: куда делись натурщицы, если Малевич проработал с ними всю ночь?), чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика(эх! Все на хрупких женских плечах, даже оплата счетов). Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской(ух какой волевой поступок сильной женщины!).Проснувшись, Малевич ̶о̶х̶р̶е̶н̶е̶л̶ ̶п̶р̶о̶с̶т̶о̶ пытался спасти картину, но безуспешно – черная краска уже подсохла.
Сказка шикарна! Но, увы и ах, данная работа никак не соответствует стилю художника, скорее подходит под работы любителя пышных дам - Питеру Паулю Рубенсу.
Далее, один искусствовед Третьяковской галереи утверждает, что
"Малевич писал картины поверх других своих работ. У него не хватало холстов, он был очень беден ". Более того, утверждает искусствовед, в ходе неких экспертиз была установлена подпись, под холстом спрятанная. "Эта подпись Малевича и скорее всего фраза читается так: «Битва негров в темной пещере». Так художник ответил на работу французского писателя, журналиста Альфонса Алле, который написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью»" - заявляет искусствовед. Бедный Казимир Северинович! Как только люди не изощряются потревожить душу его покойную своими "открытиями"! Но это тоже не может быть подлинником именно его работы. Вполне вероятно, когда его работа ошеломила общественность, некие "творцы" пытались повторить этот самый "Черный квадрат", так что скорее к этим "исследователям" всего навсего попала чья-то копия известной картины.
Утверждать, что "Черный квадрат" - новшество нельзя, так как подобные работы были и до. Первым наглухо черное произведение искусства под названием "Великая тьма" написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа "Под покровом ночи". "Сумеречная история России" Гюстава Доре в 1854-м, "Ночная драка в подвале" Пола Билхолда в 1882-м, "Битва негров в черной пещере глубокой ночью" Альфонса Алле, упомянутая выше. На всех указанных полотнах изображен черный квадрат, но не в строгой пропорциональности. И множество критиков уверены, что "Черный квадрат" Малевича лишь плагиат, пародия. Но это не совсем так. Казимир Северинович вложил в эту картину совершенно иной смысл.
Секрет загадочного "Черного квадрата", а к слову Малевич считал его вовсе не квадратом, а четырехугольником, - одновременно прост и философски очень сложен. Дело в том, что черный квадрат - просто черный квадрат. Нет там других изображений, кроме самого черного квадрата. Но сам смысл в индивидуальной интерпретации картины для каждого человека. Эпоха Малевича - это кардинальные изменения в искусстве. На смену реализма пришел формализм, что означает отказ от буквального объяснения окружающего вокруг. Не столь важно изображенное на полотне, а важнее то, что именно пытается донести художник до тебя своим произведением. Все это происходило с упрощением форм, что выражалось в обширном использовании геометрических фигур и плоскостей. И как бы предвосхищая сущность простоты Казимир Малевич явил миру свой "Черный квадрат", причем поместив его на выставке в так называемый "красный угол", где согласно православному вероисповеданию должны находиться иконы.
"Однако в итоге «Квадрат» обернулся не черной дырой, а источником мощного обновления искусства XX века. "
из книги "Черный квадрат"
К.Малевич
Сакральный смысл, вложенный в «Черный квадрат», можно сформулировать так: окружающий нас мир, только на первый взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложнее многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула. Вот так!
Так что же "Черный квадрат"? Это твое личное виденье. Рассмотреть на этом изображении ты сможешь, что угодно, насколько обширна твоя фантазия. Поэтому одним за черным полотном виднеются голые бабы, другим надписи, некоторые раскрывают в "черном квадрате" чуть ли не смысл жизни, а есть те, кто совершенно скептически относится к данному произведению живописи, да и в целом к работам Малевича, находя их "никчемными", а самого художника "бездарным".
Выставка 1915 года "Супрематизм живописи", а в особенности "Черный квадрат" принесли скандальную громкую славу художнику . Публика гневалась, критики негодовали. Тем не менее изображенные на полотнах авангардиста мотивы перекочевали в декоративно-прикладное искусство. Очень быстро было налажено производство шкатулок, ковриков-гобеленов, шарфов, сумок с изображением квадратов, кругов, крестов в стиле Малевича. Благодаря нашумевшей выставке Казимир стал знаменитым, в странах Европы организовывались его выставки, которые имели большой успех. Авангард стал завоевывать мир, и он, Малевич, в передовых рядах армии художников- авангардистов.