В Гоголь-центре был задуман цикл «Звезда», посвященный творчеству и судьбам пяти поэтов: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского, Михаила Кузмина.
Второй из спектаклей цикла - «Мандельштам. Век-волкодав». Спектакль очень короткий, всего полтора часа без антракта. Но за эти девяносто минут зритель полностью погружается в во вторую половину тридцатых годов. Мы все знаем, какие это были времена, но тяжести, которая на тебя обрушится, все равно не ожидаешь.
В спектакле задействованы мужская половина труппы и приглашенная Чулпан Хаматова. Каждый из них воплощает в себе несколько образов. Но главные все равно - ОН, поэт (Филипп Авдеев) и ОНА (Чулпан Хаматова). Она, Надежда Мандельштам, жена поэта 19 лет и 42 года его вдова.
Рассказать о спектакле невозможно. Помню в школе, мы писали бесчисленные сочинения о разных образах-символах в поэзии того или иного автора. Это было очень сложно. Образ он как дымка, обычно неосязаем и невоплотим. А здесь эти образы заполняют сцену целиком. Они страшны своей простотой и своей честностью. И, искренне, хочется не думать и не знать. Просто поверить, что это страшный сон и такого не происходило. Или не происходит.
Судьба поэта сливается с судьбой поколения, целой страны. Ужас лагерей перемежается рафинированными картинками советского детства. А люди-тени топчутся сзади, мыча слова и смотря в пустоту. И вместо радужного города М. или Л. снова ГУЛАГ.
Смотреть «Век-волкодав» очень больно, но воистину надо. А в конце, не стесняясь, плакать. Ибо слезы душат.
#культурныйпередоз