Найти тему

Тайны славянского Бога Велеса

Оглавление

Имя этого бога встречается в летопис­ных рассказах о клятвах русских князей: Во­лос упоминается здесь вслед за Перуном. В языческих святилищах стояли его изваяния.

Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его богом скота, «скотьим богом», то есть покровителем до­машних животных. Именно к нему следовало обращаться с просьбами о благополучии ско­тины, об избавлении ее от болезней. Ему при­носили в жертву коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания «коровьей смерти», совершавшемся для прекращения падежа скота (об этом обряде лучше будет подробно рассказать в связи с культом свя­того Власия).

Однако слова «скот», «скотий» имели в древ­нем русском языке и другое значение: чем больше у хозяина скота, тем больше достатка, богатства. Волос-Велес был, значит, богом богатства, материального благополучия. По­хоже, в княжеских клятвах он выступал имен­но в этой роли: если Перун воплощал мощь оружия, то Волос — силу золота. Отсюда поня­тен и смысл клятвы Святослава: если они пре­дадут Перуна — пусть их посечет их же ору­жие, если предадут Волоса — пусть пожелтеют как золото.

Образ Волоса-Велеса таит немало загадоч­ного, его характеристику приходится воссоз­давать по крупицам, нередко ограничиваясь лишь предположениями и останавливаясь пе­ред свидетельствами древних источников, ко­торые до конца не поддаются истолкованию.

Можно, например, предполагать, что Перун и Волос не просто соседствовали в клятвах, но и противостояли друг другу: первый был бо­гом княжеской дружины, а второй — богом всей остальной (невоенной) Руси. В то время как изображение Перуна находилось в верх­ней, княжеской, части Киева, изваяние Волоса стояло внизу, на Подоле, у торговых при­станей.

А вот еще загадочная подробность: автор «Слова о полку Игореве» называет великого слагателя песен Бояна внуком Велеса. Значит ли это, что Волос-Велес считался, подобно древнегреческому Аполлону, покровителем певцов и музыкантов? Может, этот бог был связан с поэтами-жрецами, волхвами, прори­цателями? Вряд ли случайно полное звуковое соответствие: Волос — слово. Не означает ли оно особых отношений древнего божества с тем «словом», которое получало выражение в поэзии, в гаданиях и колдовских заклина­ниях?

Художник В. Назарук. Боян - внук Велеса
Художник В. Назарук. Боян - внук Велеса

Некоторые свойства и приметы языческого Волоса позднее оказались у христианского святого Власия, о котором в этой книге даль­ше будет специальный разговор. Здесь же упо­мянем засвидетельствованный этнографами XIX века на юге России обычай: перед началом жатвы старые женщины в поле «завивали бо­роду Волосу», то есть, не вырывая колосьев из земли, сплетали их в узел и оставляли в знак надежды на богатый урожай.

По другим дан­ным, жертвовали «Волосу на бороздку» по­следнюю горсть колосьев или последний сноп. Этот обычай заставляет взглянуть на Во­лоса как на божество, связанное с земледели­ем, с надеждами на хороший урожай и, воз­можно, с миром предков, от участия которых, по языческим понятиям, зависел успех зем­ледельца.

С приходом христианства Волос разделил судьбу других языческих «кумиров». Князь Владимир велел «Волоса идола свергнуть в ре­ку Почайну». Когда Авраам водворял христи­анство в Ростовской земле, он не решился тро­нуть Волоса. Тогда, согласно преданию, апо­стол Иоанн Богослов вручил ему трость, кото­рой Авраам, уже не боясь, проткнул каменно­го идола, и тот будто бы рассыпался в прах.

Следы культа Волоса сохранились в мно­гочисленных названиях, распространенных особенно на Русском Севере. Так, по докумен­там, в Новгороде была Волосова улица (на ней когда-то стояло изваяние бога), во Владимире был Волосов Никольский монастырь, в Пере- яславле-Залесском в начале XVII века лежал Волосов камень. Есть и другие имена местно­стей, урочищ, в которых можно усмотреть от­голоски памяти о боге.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!