В эти выходные на ралли Австралия станет известно имя чемпиона мира 2018 года. Синоптики обещают дождь в первый день гонки, что должно уравнять шансы участников. Возможно, впервые за последние 14 лет мир узрит триумфатора, имя которого отличается от привычного «Себастьен».
Сам Себастьен, впрочем, с таким сценарием не согласен и снимать корону без боя не собирается. Перед стартом финального этапа сезона обладатель двухлетнего контракта с Citroën побеседовал с представителем одного из зарубежных изданий о положении в чемпионате, о себе, о будущем и, конечно же, об отношениях с Себастьеном Лёбом.
Себ, сразу признавайтесь: что с вами происходит? Вы стали более открытым, приписываемое вам высокомерие — которое, признаться, и без того было почти незаметным — испарилось вовсе. Уважение к соперникам выросло… как, согласны с таким анализом?
Себастьен Ожье: Что ж, я расту, со временем стал другим… С оценкой в целом согласен, за исключением одного пункта: уважение к соперникам было всегда.
Я признаю, что в начале карьеры мои амбиции и жажда побед были настолько велики, что воспринимались негативно. Однако с возрастом и новыми победами я постепенно успокоился, хотя желание побеждать меньше не стало.
Более того, сегодня я знаю, что в жизни есть более важные вещи, чем ралли. Оно по-прежнему остается моей главной страстью и единственным способом получить нужные мне ощущения, но я стал спокойнее. Отцовство заставило меня посмотреть на мир под другим углом.
Стало быть, женитьба и ребенок…
Себастьен Ожье: Ага. Эта вот нормальная жизнь, которая есть почти у каждого.
Ралли, впрочем, всё равно занимает фундаментальное место в моей жизни — и двухлетний контракт с Citroën тому подтверждение. Я по-прежнему люблю пилотировать и нуждаюсь в тех уникальных ощущениях, что дает мне ралли. С другой стороны, отсутствие одержимости гонками позволяет мне чувствовать себя более расслабленно.
Да, и сегодня вам приходится бороться с большим числом соперников, а сами они стали опытнее.
Себастьен Ожье: Это правда. Многие из них могут похвастать и скоростью, и опытом — молодежь подтягивается! Сегодня WRC переживает замечательный период. Четыре команды, автомобили, не особо уступающие друг другу в скорости и способные привозить победы. В каждой команде есть быстрые пилоты. Как результат — острая борьба и весьма интересный чемпионат, интрига в котором, надеюсь, будет держаться до последнего.
Подумалось, что вы тоже могли стать тому причиной: ведь Volkswagen, которая позволяла вам доминировать над соперниками, больше нет…
Себастьен Ожье: Это очевидно. В VW у нас получилось создать «машину для побед». Мы отказались от компромиссов и сумели собрать воедино все необходимые компоненты успеха. В те годы Polo R WRC был лучшим раллийным автомобилем, но вместе с тем у меня были два очень быстрых партнера, опередить которых было очень непросто.
В M-Sport всё иначе, сейчас у нас нет таких средств. За два года я адаптировался и научился бороться за победы и титулы по-другому, однако этот вызов остается столь же захватывающим. Вне зависимости от того, как закончится для нас этот сезон, мы с M-Sport можем гордиться тем, чего добились вместе.
В 2017-м вы с Малкольмом Уилсоном сделали ставку на надежность техники и стабильность результатов. Это принесло вам титулы в личном и командном зачетах. Тот же подход вы избрали в этом году, однако теперь всё выглядит не столь радужно. Почему?
Себастьен Ожье: Сезон выдался непростым, полным взлетов и падений…
Нехватка скорости или невезение?
Себастьен Ожье: Списывать на невезение точно не следует. В конце концов, удача нередко была и на моей стороне — ни один чемпион без неё не обходится. Впрочем, надо признать, что в последние несколько месяцев мне её не хватало. Разного рода мелкие проблемы в ряде случаев не позволили нам побороться за результат. Кроме того, я ошибался и сам.
Сезон начался хорошо: мы прибавили в скорости, а Fiesta WRC подтянула уровень по сравнению с техникой конкурентов. К сожалению, мы не могли развивать машину в том же темпе, что и другие. Как и год назад, мы довольно быстро начали отставать по чистой скорости. Это вынуждало меня выкладываться на 100%, а порой и больше — а в таких случаях неизбежно возрастает риск совершить ошибку.
Мои ошибки не были грубыми, но их последствия были серьезными. Скажем, в Португалии я не заметил на ознакомлении небольшой корень, а он вывел нас из борьбы за лидерство. В Турции мы лидировали с комфортным отрывом, однако сломали рычаг на разбитой дороге. И хотя мы самостоятельно устранили неисправность, я потратил слишком много сил, и чуть позже свалился с дороги на скорости в 5 км/ч — очевидная утрата концентрации после изнуряющей физической работы.
Автомобиль, к слову, оказался совершенно цел. Будь на месте хотя бы четыре человека, мы бы выбрались и поехали дальше. Нечто подобное произошло с Тьерри [Невиллем] в Уэльсе, однако в его распоряжении были 15 человек, которые вытащили его машину обратно на дорогу. Такого рода эпизоды всегда могут сказаться на итоговом результате в конце сезона.
Назовите самую сильную свою сторону.
Себастьен Ожье: Я никогда не сдаюсь! Всё в том же Уэльсе в пятницу мы остались всего с двумя передачами, и никто не назвал бы такую ситуацию хорошим стартом. Мы провалились на восьмое место, однако я не опустил рук.
Вы, кажется, сами сломали коробку…
Себастьен Ожье: Да, поторопился сгоряча. Нас развернуло, и автомобиль всё еще катился назад, а я уже хотел ехать дальше. Коробке это не понравилось…
Вне зависимости от того, как завершится этот сезон, следующие два вы проведете в Citroën. А зачем, если доказывать вам больше нечего?
Себастьен Ожье: Ради собственного удовольствия. Когда решаешь, остановиться или продолжать, когда выбираешь команду, единственный критерий, который принимается в расчет — это удовольствие. Повторюсь: ралли мне необходимо, оно дает очень сильные ощущения, а прямо сейчас еще и переживает захватывающий период: великолепные машины, сразу несколько производителей, интенсивная борьба… Всё это лишь усиливает желание продлить удовольствие еще немного.
Отт Тянак не перестает повторять, какого прогресса добился, работая в одной команде с вами. В следующем году настанет очередь Эсапекки Лаппи. Отдаете ли вы себе отчет в том, что по сути помогаете совершенствоваться своим будущим соперникам? Ведь в какой-то момент они вас одолеют…
Себастьен Ожье: /смеется/ Это жизнь! Естественный ход событий. Десять лет назад я проделал то же самое, когда начинал карьеру в Citroën. У них был Себастьен Лёб, и он стал для меня источником вдохновения. Лучшее, что я мог получить. Эталон.
Выходит, сегодня молодые пилоты используют вас точно так же, как когда-то вы использовали Лёба?
Себастьен Ожье: Я думаю, что так было всегда. У нас есть образец для подражания, мы изучаем его и используем, чтобы стать как можно лучше.
За исключением самых первых, все ваши победы были добыты в составе команд, представляющих иностранных производителей. Не думаете ли, что переход во французскую команду усилит давление на вас?
Себастьен Ожье: Не думаю. Или, если точнее, не считаю, что меня что-то смутит. Давление есть всегда — это часть игры, часть нашей работы.
Речь, надо полагать, о давлении внутреннем?
Себастьен Ожье: Какое бы оно ни было, нужно уметь принимать его и справляться с ним. Сложнее всего — скажем, тогда я переживал сильнее — было в начале карьеры в WRC. Я постоянно хотел доказать миру, что заслуживаю места в чемпионате, и мне хотелось отвоевать это самое место. Справиться с такими моментами довольно сложно.
С тех пор я стал спокойнее. Я выиграл больше, чем мог представить себе в начале карьеры. Конечно, мне бы хотелось пойти дальше и завершить эту историю красиво, замкнув цикл с командой, в которой я и начал выигрывать. Можно сказать, что это моя цель.
Так что давление будет обязательно — но я воспринимаю это как еще один интересный вызов. Кроме того, есть ощущение, что моя будущая команда тоже рвется вернуть себе былую славу. Я это желание чувствую, и уверен, что вместе мы сможем написать красивую историю. Работы много, но мы к ней готовы. Легко не будет. Тем лучше для нас — чем сложнее победа, тем она ценнее.
С возвращением во французский коллектив к вам, скорее всего, вернется и интерес непрофильных изданий, какового не наблюдалось в годы ваших выступлений за VW и M-Sport…
Себастьен Ожье: Так уж вышло, что, благодаря моему выбору в спортивном плане и личной жизни, я живу не во Франции. Это, конечно, никак не мешает прессе обсуждать мои результаты и победы, но тот факт, что мы хотим написать теперь уже франко-французскую историю, наверняка привлечет дополнительный интерес.
В любом случае, я к этому не стремлюсь. Появилась возможность, я её изучил, пришел к выводу, что новое сотрудничество с Citroën представляется наилучшим вариантом, и ухватился за неё. У меня нет навязчивой идеи во что бы то ни стало завершить карьеру с французским производителем, не говоря уж о том, чтобы «стать популярным во Франции».
Но коль скоро такая возможность представилась нам с Жюльеном [Инграссиа, штурманом] и самой команде, то было бы странно не попробовать сделать из неё историю успеха. В конце концов, всегда приятно видеть какое-то признание. Ралли, конечно, освещается в СМИ, однако находится глубоко в тени Ф1 и MotoGP.
Складывается впечатление, что проигрыш титула в этом году не станет для вас такой катастрофой, как в прежние годы…
Себастьен Ожье: Во-первых, я не думаю, что проиграю. У меня неплохие шансы на то, чтобы его удержать, и я намерен ими воспользоваться. Но вы правы: несколько лет назад я с трудом пережил бы поражение. Сегодня на моем счету пять титулов — и это расслабляет. При этом я по-прежнему ненавижу проигрывать и не хочу оказаться в этой ситуации. Можете быть уверены, я сделаю всё возможное.
Вы впервые будете бороться за титул на финальном этапе сезона. Как ощущения?
Себастьен Ожье: Отношение как к любой другой гонке. Понятно, что ставки высоки, и это будоражит чуть больше, но особого давления не испытываю. За две гонки до этого мы отставали от лидера на 23 очка, а сегодня мы впереди, так что давление скорее должны испытывать наши соперники, а не мы.
Еще и контекст особый: вдали от Европы, значительная разница во времени… вы практически отрезаны от мира — ни поддержки болельщиков, ни родных на гонке…
Себастьен Ожье: Да, уж, обратная сторона ралли Австралия. Мы находимся в изолированном регионе, и здесь не так много людей. Очень жаль, потому что борьба за титул явно заслуживает большего внимания. Всё зрелище достанется местной фауне!
Что же до близких, то в Австралию приехали мои друзья и родители. Отец не большой любитель суточных перелетов, но мама не захотела пропускать эту гонку и взяла билеты, так что выбора у него не было. Как обычно, времени на родителей во время гонки у меня не будет, а после финиша — независимо от результата — я первым же рейсом отправлюсь домой к семье.
Впрочем, друзья полетят со мной, так что если дело закончится в нашу пользу, будет здорово. Ну а если что-то пойдет не так, я смогу рассчитывать на их поддержку. Правда, такой сценарий я не рассматриваю; об этом не может быть и речи.
Важным фактором, который может оказать влияние на ход гонки, станет погода. Изучаете метеосводки?
Себастьен Ожье: Время от времени поглядываю, но на самом деле увлекаться этим не стоит. Нередко метеосводки дают ложные надежды, и ты порой ожидаешь дождь, а гонка стартует посуху. Сейчас вот обещают дождь вечером в четверг или в пятницу: это может помочь нам справиться с необходимостью расчищать трассу для остальных.
С другой стороны, если дождь будет слишком сильным, это может лишь осложнить нашу задачу. К слову, я предпочту именно такой вариант: он хотя бы уравнивает шансы.
Перед стартом в Каталонии вы сказали, что на финальном этапе предпочли бы отставать на три очка, а не лидировать с таким перевесом. И вот вы столкнулись с «негативным сценарием» — и всё равно полагаете, что у вас наилучшие шансы на успех. Что это? Попытка самоубеждения?
Себастьен Ожье: Отрывы в Каталонии были небольшие, так что вариантов у нас было немного. Единственное, о чем я жалею — это об ошибках с выбором шин. Одержи мы победу, наше преимущество составляло бы добрый десяток очков, а это уже совершенно другая история. Сейчас у нас только три очка, но давление всё равно на соперниках: Тьерри знает, что у него нет права на ошибку.
Судьба титула может решиться на Power Stage. Думали об этом?
Себастьен Ожье: Да, такое возможно. Этот сценарий мне не по нраву, потому что мы уже видели, что на Power Stage в этом сезоне мы не блещем — нам не хватает скорости. Опередить там соперников будет очень сложно. Но без борьбы мы не сдадимся!
Насколько важно для вас стать чемпионом мира в составе разных команд?
Себастьен Ожье: Никогда не ставил перед собой такой цели. Я с самого начала думал только о том, чтобы стать чемпионом — не важно, с каким автомобилем или в каком контексте. Мою карьеру диктовали происходившие со мной и вокруг меня события.
Скажем, я не ожидал, что когда-либо буду выступать за M-Sport. Всех тогда застигло врасплох решение VW. Я же совсем не хотел завершать карьеру — тем более таким образом. Всё указывало на M-Sport. Самая скромная из официальных команд чемпионата — ну так и что с того? Тем интереснее вызов! Я очень рад, что мы преуспели в том сезоне, а вишенкой на торте стал титул в зачете производителей для Малкольма [Уилсона, основателя и руководителя M-Sport]. Я помню его лицо, помню лица всех ребят из команды — и это был очень эмоциональный момент.
Сегодня же обстоятельства ведут меня к борьбе за титул в составе третьей команды. Но я никогда не ставил перед собой такой цели и, разумеется, ничего подобного не планировал.
Ну хотя бы жажда реванша?
Себастьен Ожье: Нет, что вы! Когда достаточно долго находишься на вершине, мотивация несколько ослабевает — это естественно. Именно поэтому новые вызовы лишь помогают поддерживать высокий уровень.
Выходит, даже хорошо, что VW закрыла проект WRC?
Себастьен Ожье: Ну я бы так не сказал…
…это шутка!
Себастьен Ожье: …не сказал бы, потому что мне в этой команде было очень и очень хорошо. С другой стороны, нужно уметь приспосабливаться — и мы с Жюльеном, кажется, справились.
Это правда, что двухлетний контракт с Citroën станет для вас последним в WRC?
Себастьен Ожье: Да.
А в нем точно нет пункта о возможном продлении сотрудничества?
Себастьен Ожье: Не произносите слово «контракт». Давайте что-нибудь другое — например, «жизненные принципы» или, если точнее, «текущее самоощущение». Никогда не говори «никогда». Есть риск, что какие-то неожиданные вещи могут заставить тебя передумать. Хотя вот прямо сейчас я уверен, что это мой последний контракт, а следующие два года станут для меня последними в WRC. Это точно… процентов на 99. В конце концов, после 2020-го моему сыну стукнет пять лет, и я хотел бы сам отвести его в школу!
А чем вы хотите заняться после 2020-го, когда оставите WRC?
Себастьен Ожье: Да много чем. У меня появится свободное время, да и завязать с автоспортом я вроде бы не обещал. Есть же и другие соревнования и дисциплины, которые не так сильно связывают по рукам и ногам.
Что будете делать, если в 2019-м Себастьен Лёб вернется в Citroën на пару этапов?
Себастьен Ожье: Первым делом — не удивлюсь. Удивлюсь я, если он вздумает вернуться на весь сезон.
В действительности мы обговаривали этот момент с Пьером Бюдаром [боссом Citroën Racing]. В одну из первых наших бесед я спросил его, существует ли такая возможность. Не из каких-то опасений, вовсе нет; всегда лучше, когда команду ведут вперед сразу два пилота. Тем более, что я никогда не боялся бороться с партнерами. Есть гонщики, с которыми получается поладить, есть те, с которыми не получается. В любом случае, я готов работать с любым.
Я даже думаю, что с Себом будет только лучше. Наконец-то появится возможность показать остальным, что все эти истории про нас давно в прошлом, что сегодня мы отлично ладим друг с другом, и, сложись по-другому, были бы просто потрясающим дуэтом для Citroën.
Возвращаясь к будущему сезону, я не знаю, каковы намерения Себастьена, но у нас точно не будет никаких проблем с работой в одной команде.
У вас никогда не было ощущения, что вас обделяют вниманием по сравнению с Лёбом?
Себастьен Ожье: Но ведь по-другому и быть не могло. Какую спортивную дисциплину ни возьми — везде практически невозможно стать популярнее великого чемпиона.
Вспомним, например, Себастьяна Феттеля в Германии. Он чемпион, он известен на родине, но его популярность не идет ни в какое сравнение со славой Михаэля Шумахера. Шумахер может быть только один, второго такого не будет! Такова жизнь.
Имя первого спортсмена, который приносит своей стране успех такого масштаба, остается в веках, а о его достижениях вспоминают долгие годы. С другой стороны, 14 лет подряд титул чемпиона завоевывают французы — и это уже стало… обыденным. На самом деле очень жаль, потому что серия просто невероятная. Но тут уж ничего не поделать.
Возвращаясь к нам с Лёбом: когда я начинал карьеру, он уже был знаменит во Франции. И я без тени стеснения вступил в противостояние с ним. Для меня это был единственный способ преуспеть — а я очень этого хотел! — или даже просто выжить в чемпионате. Я всегда испытывал глубокое уважение к Себастьену, но когда ты садишься за руль и надеваешь шлем, когда секундомер начинает отсчет, уважение отходит далеко на второй план. Ты хочешь и должен показать свой потенциал.
У каждого чемпиона есть характер, и всяк стремится показать остальным, на что он способен. Собственно, отсюда и этот имидж высокомерного гонщика, который прилип ко мне — а может, что и въелся в шкуру: как смел этот выскочка схлестнуться с самим Лёбом?! Ну простите. Если уж хочешь пробиться на вершину, другого выбора у тебя нет.
А вам не кажется, что именно по вашей вине работа пилота WRC сегодня стала гораздо сложнее? Сперва схватка с Лёбом, потом этот ваш вечный перфекционизм, чересчур усердная работа над подготовкой, внимание к мельчайшим деталям…
Себастьен Ожье: Ну, за многое из этого стоит благодарить технический прогресс — и особенно видеозаписи. Уж не знаю, подстегиваю ли я своих соперников, или они заставляют меня поддерживать конкурентоспособность. Я всякий раз что-то улучшаю в процессе подготовки. Знай мы 8 или 10 лет назад, как надо работать с видео, клянусь, мы с Жюльеном были бы еще сильнее!
Каким — если вы вправе говорить об этом — было первое впечатление от тестов Citroën C3 WRC?
Себастьен Ожье: Надо еще подождать какое-то время… я не в том смысле, что мне запрещено говорить об этом. Просто тесты проводились в Фонжонкузе, а это не лучшее место для оценки машины. Но потенциал я ощутил. О большем пока говорить сложно.