Найти тему
Знание - сила

Кто такие зомби и откуда они взялись. Вуду, кино и карнавал

В последнее время нас буквально захлестнуло нашествие зомби, в прямом смысле этого слова. По улицам крупных городов бродят зомби-таксисты, пугая прохожих. Зомби-полицейские выписывают штрафы за неправильную парковку. Многочисленные девушки и юноши с гниющими телами и вывернутыми наружу кусками пораженной вирусом плоти плетутся по улицам, волоча за собой разлагающиеся конечности. В начале прошлого десятилетия по канадскому Торонто одновременно прошли целых 10 тысяч мертвецов. Все они – участники зомби-парада, очень модного в сегодняшнем мире события.

Современные зомби-мобы – это игра, прекрасная возможность оригинально провести свободное время. Однако зомби имеют реальные исторические корни, и изначально они мало походили на мертвецов.

Современные масс-медиа сформировали в обществе положительный образ зомби. Сейчас эти существа вызывает улыбку. Однако изначально отношение к зомби было иным и представляли собой они нечто иное, нежели сегодня. Их появление относится к древней и таинственной магии вуду, распространенной на территории западной Африки. Обряды последователей этого культа под песни и ритмичные удары барабанов, вводят людей в состояние транса. Так африканские племена общаются с духами, за этого духи дают людям небесную благодать. Считается, что особо сильные мастера вуду способны влиять на людей, находящихся в трансе. Загипнотизированные люди, исполняющие волю шамана, и есть – зомби.

-2

Европу с религией вуду познакомил писатель Вильям Сибрука. В его книге «Остров магии», увидевшей свет в начале XX века, подробно описывается пребывание в африканском племени в Бенине, где автор познакомился с колдуньей, которая открыла ему тайну обрядов. Сибрука описывал, что африканские колдуны способны убивать и гипнотизировать людей, превращая их в послушных кукол. Таким образом, колдуны получали рабов, которые трудились на сахарных плантациях, не ощущая ни усталости, ни голода. Возможно, речь шла о реально существующей форме сильного и долгодействующего гипноза, техникой которого обладали жрецы бенинского племени.

Африканские зомби выглядят вовсе не как трупы. Это живые люди, зомбированный мозг которых способен поддерживать только опорно-двигательные функции. Образ кровожадных разлагающихся трупов, перемещающиеся в поисках наживы, волоча по земле разлагающиеся конечности, появился значительно позже. Парадоксально, но современное представление о зомби не имеет практически ничего общего с магией вуду.

Случаи появление на свет живых мертвецов описаны у Стивена Кинга в книге «Кладбище домашних животных». Писатель рассказывает о древнем индейском кладбище, на котором оживают все похороненные там животные и люди.

-3

Большой вклад в популяризацию образа зомби внес, как это ни странно, американский Голливуд. В 1932 году на экраны вышел фильм «Белый зомби», который произвел на публику большое впечатление. Фильм заимствовал некоторые находки популярной тогда киноленты про графа Дракулу. В «Белом Зомби» даже главного злодея играл Бела Лугоши, исполнитель роли легендарного трансильванского вампира.

Сюжет картины 1932 года сильно отличается от современных сюжетов зомби-фильмов. Если причина современного зомби-апокалипсиса чаще всего таится в загадочном вирусе, который в одночасье поражает все человечество, то сюжет фильма «Белый Зомби» близок верованиям африканских аборигенов. События развиваются вокруг деятельности некоего владельца завода по имени Легендре. Он владеет особенным даром убивать людей и делать их них послушных рабов. Убитые особенным ритуальным образом люди становятся рабочими его сахарного завода. Однажды Легендре влюбляется в красивую девушку Мэделин, которую он тоже превращает в зомби. На поиски Мэделин отправляется ее жених, который находит обидчика и мстит за возлюбленную. Создателей фильма вдохновила книга Вильяма Сибрука. Вскоре про вуду все забыли, и образ зомби стал жить самостоятельной жизнью.

Успех фильма «Белый Зомби» обеспечила, в том числе, необычная рекламная акция картины. Во время премьеры перед публикой выступали девушки в образе бродячих мертвецов. Они ходили по специальному деревянному подвесу под бой барабанов. Это были специально нанятые актрисы. Они привлекали толпы зевак к просмотру фильма.

Новым этапом популярности зомби стали 1960-е. Теперь в роли популяризатора бродячих мертвецов выступил Джордж Ромеро. Он снял фильм "Ночь живых мертвецов", который обрел культовую популярность среди молодежи всего мира. В фильме были показаны уже современные зомби – обычные люди, пораженные радиацией от вернувшегося с Венеры космического корабля. Необычность ленте добавило, то, что снята она была на черно-белую пленку. Сделано это было в целях экономии бюджета, но придало картине особенный эффект.

Фильм «Ночь живых мертвецов» был снят на очень ограниченные деньги. Актерам, сыгравшим зомби, было выплачено по одному доллару. На память каждый получил футболку со словами «Я был зомби в картине „Ночь живых мертвецов“».

-4

Сегодня зомби – это растиражированный образ современной культуры. В многочисленных фильмах они бродят по улицам городов большими толпами. Ими движет лишь чувство голода, и они готовы пожрать абсолютно все на своем пути. Современные зомби затмили славу некогда модных аристократичных вампиров, но выглядят значительно глупее легендарных «детей ночи». В их действиях меньше эстетики и меньше смыла. Вампиры в сравнении с зомби выглядят настоящими интеллектуалами. Зомби же подвержены стадному чувству. Возможно, это отражает разность идеалов XIX и XX веков.

Поклонники зомби-культуры не остановились на просмотрах фильмов. Они сами начали создавать свои образы и выходить на улицы. Зомби-шествия, популярные уже более 10 лет, порой собирают несколько тысяч «живых мертвецов». Считается, что первый такой парад прошел в Калифорнии, в начала прошлого десятилетия, затем традицию подхватила Канада, а затем и весь остальной мир. В 2010 году зомби-парад добрался и до Москвы, в российской столице «мертвецы» прошли по Старому Арбату.

Все участники зомби-парада должны выполнять минимальные требования. Например, соблюдать правила дорожного движения, не говорить на человеческом языке, не причинять друг другу вреда и не позировать перед объективами фотокамер.

Для непосвященных жителей города зомби-парад представляет собой жуткое зрелище. Толпы истерзанных, истекающих кровью людей, хромая и падая, бредут по улице, иногда нападая на прохожих. Впрочем многие участники шествия подходят к созданию своего образа профессионально и не жалеют сил и времени. Определенный талант и наличие хорошего грима могут породить настоящий шедевр искусства. И на самом деле в таких шествиях нет ничего ужасного. Лучше уж по городу будут ходить гримированные люди, чем настоящие зомбированные вуду, ведомые желаниями неизвестного хозяина.