В моем понимании хорошая дорога — это когда в любое время суток можно включить круиз-контроль и ехать 120 км/ч. Чем чаще приходится сниматься с круиза и снижать скорость, тем хуже дорога. К сожалению, дорог позволяющих так ездить в России не много. Но вот Р21 «Кола» как раз такая.
М-10 «Россия»: участок Великий Новгород — Зуево
Федеральная дорога. Количество полос — три от Подберезье до Трегубовского путепровода, четыре от Трегубовского путепровода до Санкт-Петребурга.
Асфальтовое покрытие на М10 сейчас в хорошем состоянии. Хуже чем в прошлом году, но ехать можно вполне комфортно.
Главная проблема на этом участке — загруженность в сочетании с трехполоской. Если избегать пиковых часов и дней, то ездить по М10 можно быстро и комфортно. Для легковых машин пиковые дни — выходные. В конце выходных все возвращаются в Санкт-Петербург, в начале выходных все едут из Санкт-Петербурга. Чем больше выходные, тем раньше начинается плотное движение. Так, в конце майских праздников заторы могут начинаться уже на светофоре в Подберезье.
С фурами всё сложнее. У них нет ярко выраженных пиковых дней и часов. Но есть пара правил. Первое — большой процент фур завязан на запрет движения по МКАД в дневное время. Второе — большое количество грузов доставляется к началу рабочей недели. В сочетании с возвращающимися после больших праздников легковыми это создает самые пиковые заторы.
На этом участке мест, которые нельзя без дискомфорта пройти на скорости 120 км/ч всего два — Трегубовский путепровод и кривая в деревне Большое Опочивалово. И там и там есть предупреждающие знаки и ограничение скорости. Также стоит отметить неравномерность кривой на спуске в путепровода в сторону Москвы.
Ночью в плохую погоду ехать не очень приятно. В целом, на дороге грязно. Отражатели не моют, и столбики вдоль обочин теряют свои рабочие свойства.
А-115: Участок от М-10 «Россия» до Р-21 «Кола». От Зуево до Новой Ладоги.
Дорога регионального значения. На всем протяжении двухполосная, большое количество поворотов.
От М10 (Зуево) раньше было 3 км плохого асфальта. Но сейчас на всём протяжении асфальтовое покрытие в хорошем состоянии. Асфальт меняли в 2011 и 2017 годах. Дорога на всем протяжении изобилует поворотами, которые с комфортом можно пройти на скоростях не больше 80-90 км/ч. На некоторых участках лучше скинуть скорость еще сильнее. Ночью ехать не очень приятно, столбики с отражательными есть только в северной части, от Киришей до Волхова, и то как-то очень выборочно.
Машин не очень много, но зато основное большинство — это бензовозы с нефтеперерабатывающего завода в Киришах. Участок по Ленинградской области несколько хуже чем по Новгородской, но, все равно, качество асфальтового покрытия на скорость почти не влияет. Гораздо большее влияние оказывают повороты и населенные пункты с камерами фиксации нарушений ПДД.
Непосредственно в Волхове асфальт в плохом состоянии, но участок не очень длинный, буквально 2-3 км. Тут нужно просто перетерпеть.
Дальше есть два варианта: по левому берегу реки Волхов через Старую Ладогу и по правому берегу через Иссад. По левому берегу больше населенных пунктов, но асфальтовое покрытие намного лучше. Некоторые навигаторы пишут, что выезд с А115 на Р21 в этом месте закрыт. Сейчас это не так. На строительстве развязки в этом месте уже открыли съезд. Этот участок целиком закрыт для движения грузовых автомобилей.
По правому берегу населенных пунктов почти нет, но зато разбита дорога. Видно, что ремонт был не так давно, но асфальт уже выкрошился.
Р21 «Кола»
Федеральная дорога. На участке от Новой Ладоги до Медвежьегорска дорога везде двухполосная.
Раньше эта дорога имела учётный номер М18, но после очередной реформы префикс «М» оставили только дорогам, ведущим в Москву. От этого дорога не перестала быть федеральной. Качество асфальтового покрытия на всем протяжении хорошее. Загруженность разная. Разные участки дороги строились в разные годы и сильно отличаются друг от друга. Из-за строительства спрямлений и обходов километраж постоянно плавает.
Участок от Новой Ладоги до поворота на Лодейное Поле (90 км) относительно прямой. Поворотами не изобилует. Если машин не много, то можно спокойно ехать на круизе. Есть места с сильно ограниченной видимостью. В Сясьстрое дорога проходит через город, есть несколько светофоров. Там же последняя нормальная заправка (субъективно). Ночью ехать тоже вполне комфортно. Опасные участки освещаются, столбики с отражателями помогают хорошо видеть траекторию.
Обход Лодейного Поля отличается. Похоже что его построили не так давно, может 10-15 лет назад. Здесь затяжные кривые с большими радиусами и широкая полоса отвода. Почти на всех участках отличная видимость, и в кривых можно обгонять. Сам обход 30 км, и еще примерно 25 до границы с Карелией. Главная опасность в этом районе — лоси.
После границы Ленинградской области и республики Карелия дорога опять меняется. Исчезают столбики с отражателями и до Петрозаводска (150 км) начинается гибрид старой дороги и новых участков. При этом границы между ними настолько размыты, что определить на каком участке находишься не так просто.
Из-за этого получается, что на участке до Петрозаводска есть около 20 поворотов которые нельзя с комфортом пройти на скорости 120 км/ч. Из них 5-7 отмечены знаками, остальные нужно определять на глаз. Если днем это не проблема, то ночью можно влететь. Столбиков с отражателями то нет. Видно, что в дорогу вложено много сил и средств, но самые дешевые столбики почему-то не поставили. А ведь они снижают аварийность гораздо сильнее, чем автоматизированные смайлики на радарах измеряющих скорость.
Судя по архивным снимкам гугла, эту часть дороги реконструируют уже много лет, и есть совсем свежие участки. Так, объездной в районе поселка Матросы на снимках 2014 года еще нет. А обход Петрозаводска строили в 2005-2007 годах.
От Петрозаводска до Медвежьегорска количество машин становится сильно меньше. Сразу бросается в глаза, что полосы отвода выполнены по самым современным российским стандартам. Радиусы кривых позволяют спокойно проходить повороты на скорости 120 км/ч. Населенные пункты на этом участке можно пересчитать по пальцам, да и то, почти все сконцентрированы ближе к Петрозаводску.
Уже по приезду домой выяснил, что выезд из Петрозаводска, обход Шуи и поселка при станции Шуйская построены совсем недавно, в 2010-2011 годах, а на карте 1988 года участка от Петрозаводска до Медвежьегорска нет вообще. Старый вариант М18 шел через Спасскую Губу, Гирвас и Юстозеро. Эти 140 км можно спокойно пройти на скорости 120 км/ч ни разу не снявшись с круиза.
Сравнение современной карты и карты 1988 года:
Ссылки по теме
— E18: Highway to HEL;
— Как переориентировался Крым: строительство «Тавриды»;
— Заброшка: восточный обход Иваново;
— 7 правил, которые помогут вам выжить на дорогах.