Найти тему
Chekhova

Мотивация: три уровня ограничений.

Привет, читатель! Сегодня хочу поделиться с тобой моими взглядами на мотивацию. Предлагаю и тебе посмотреть на нее с другой стороны.

Хочу отметить, что статья скорее только об одной из причин отсутствия мотивации на что-либо. И эта причина - ограничивающие убеждения. Именно они, на мой взгляд, могут маскироваться под "мне просто не хватает мотивации".

Например, ты решил выучить иностранный язык, потому что собираешься переехать в другую страну в скором времени. Но, к изучению языка так и не приступаешь. То времени нет, то репетитора хорошего найти не можешь... И тут приходит мысль: "Наверное, у меня просто недостаточно мотивации! Нужно найти такого репетитора, который будет меня заставлять".

STOP! Тебе же нужен этот язык, ты же собираешься переехать в другую страну: тебе там жить, коммуницировать с людьми, устраиваться на работу. Тогда почему тебя должен кто-то что-то заставлять? Действительно ли здесь дело в недостатке мотивации? Или же в чем-то другом?

И мой ответ прост: ты под властью ограничивающих убеждений.

Существует их три типа, или уровня, где каждый последующий глубже предыдущего. У каждого есть специальное название, серьезное, научное. Я же привыкла их называть намного проще и понятнее:

1. "Это невозможно"

2. "Это возможно, но только не для меня" или "А когда в прошлом я это смог?"

3. "Я не достоин" или "Ради чего большего?"

"Кодовые" названия ты уже знаешь, теперь пора бы во всем разобраться.

И разбираться будем поэтапно. Можно даже прямо сейчас вспомнить о каком-то деле, которое давно хотелось начать, да всё никак, и попробовать разобрать причину неудач исходя из трех уровней:

Первый уровень

Ограничивающее убеждение первого типа является достаточно простым в устранении и лежит совсем на поверхности. Связано оно с простой фразой: "это невозможно" и устраняется путем поиска хотя бы одного раза, когда это было возможно.

-2

Пример: Мне 23 года. Я хочу заработать миллион. Но не открываю свой бизнес, не ищу каких-либо других способов достичь цели. Дело в том, что в моей голове есть убеждение: тот, кто вырос в небогатой семье, не может стать миллионером в 23 года, это просто невозможно!

Ну, теперь подумай, дорогой читатель, разве кто-то станет тратить время и силы на то, чего невозможно достичь? Конечно, нет.

Решение: найди хоть один пример в мире, где человек в возрасте 23 лет заработал миллион, будучи из простой семьи. Да, садишься за ноутбук и гуглишь, ищешь.
И вот, твоя мечта уже стала реалистичной.
Потому что это возможно! Теперь действуй!

Если уже пришло осознание того, что всё это возможно, но действий не последовало, погружаемся глубже!

Второй уровень

Второй тип/уровень ограничивающих убеждений строится на том, что человек, осознавая, что осуществление задуманного возможно, считает это невозможным именно для себя. Выход прост: найти хотя бы один пример того, когда вы уже были под властью этого убеждения, но потом всё получилось.

-3

Пример: Мне 12, я не умею кататься на велосипеде. Да, я знаю, что это возможно. Но не для меня, я плохо держу равновесие, я жуткая трусишка, да и я девчонка, поэтому у меня не получится.

Решение: вспомни, что однажды, когда тебе было 9 лет, ты научилась плавать. Хотя ты выросла на море, и научиться плавать в 9 считалось, что очень поздно. Все твои подруги умели плавать с шести. Вспомни то чувство, когда ты думала, что уже никогда не научишься и что для тебя это невозможно. Но вот ты уже три года плаваешь, да еще и быстрее всех!
Думаю, после таких воспоминаний, фраза "это невозможно для меня" уже не возникнет.

Если же, читатель, примерив на себя и свою ситуацию освобождение от второго уровня ограничивающих убеждений, ты всё еще не занялся делом, то следует разобраться в самом глубоком и самом интересном типе:

Третий уровень

Ограничивающие убеждения третьего уровня залегают глубоко и истоки их не всегда можно прояснить без помощи психолога. Однако, механизм их устранения существует. И он достаточно прост. Убеждения эти чаще всего связаны с фразой, которая начинается с "я недостоин...". Решение в том, чтобы найти, ради чего большего ты готов это делать. Непонятно? Давай на примерах!

-4

Пример: Я люблю баскетбол и, хотя в детстве не занималась им, очень хочу играть в профессиональной баскетбольной команде. Но... я недостойна этого. Ведь профессионалы вкладывают себя полностью в спорт, живут этим, при том, обладают огромной силой воли, крепкими нервами, устойчивой психикой. А я не такая, я не достойна играть в команде, где все такие, а я - нет. Я буду тянуть команду на дно и только мешать.

Решение: Просто ответьте на вопрос "Ради чего бОльшего я готова это сделать?" В данном примере ответ таков: я понимаю, что вероятность достигнуть высоких результатов и профессионализма не очень высока (но всё же есть;) ). Но, я понимаю, что мне всегда было очень сложно работать в команде, я не очень общительная, мне трудно находить общий язык с людьми. И, даже если я не стану профессионалом в этом деле, то опыт командной игры поможет мне получить навыки общения, которые мне точно в жизни пригодятся. Это и есть то бОльшее, ради чего я уже бегу записываться на баскетбол!

Немного о личном

А теперь пример из моей жизни. Это была борьба с ограничивающим убеждением как раз третьего типа.

С детства хотела поступить в один из театральных вузов Москвы. С 16 лет стала ходить на консультации и отборочные туры всей знаменитой пятерки театральных институтов столицы. В первый же год поняла (или просто попала под власть ограничивающего убеждения), что не смогу поступить, так как во мне нет качеств характера, которые должны быть у актрисы, да и попросту нет таланта. Другими словами, я недостойна! И знаете, хоть здесь и не совсем хеппи энд. Но! Я тогда поняла, что очень зажата, стеснительна и боюсь сцены, публичных выступлений, ситуаций, когда меня оценивают.

Именно для того, чтоб побороть свои комплексы, я продолжила 4 года подряд "поступать" в театральные вузы Москвы. Я боролась с трясущимися коленями, дрожью в голосе, корявыми фразами при общении с комиссией. В последний год я даже стала проходить отборочные туры намного дальше, чем в первый год. И это была моя личная победа! Над собой, своими страхами и зажимами - самая главная победа. И она до сих пор приносит мне плоды, кстати. В моей повседневной деятельности случаются публичные выступления, бывают мероприятия, где напротив сидит строгое жюри. Эти навыки помогли мне найти хорошие стажировки, стали основой для нового опыта. А всё потому, что когда-то я спросила себя "Ради чего большего я готова продолжать это делать?"