Пожалуй, каждый любитель бронетехники или Второй Мировой хотя бы раз, да слышал о немецкой САУ «Dicker Max». Машина с официальным названием 10.5 cm K18 auf Panzer-Selbstfahrlafette IV задумывалась как средство для борьбы с укреплениями и бункерами. Но ее судьба оказалась несколько иной. О ней мы сегодня и поговорим.
Толстый Макс?
Для начала стоит определиться с названиями – немецкие классификации и без того были сложными, а у нашего героя, к тому же, имя не единожды меняли. Неофициальное название Dicker Max в переводе означает «Толстый Макс», что исходило из высокого профиля машины. Первое официальное наименование -10 cm K. (Pz.Sfl.IVa) или его развернутый вариант - 10,5 cm K18 Auf Panzer-Selbstfahrlfette - IVa. Но уже 13 августа 1941 года САУ переименовали в 10,5 cm K (gp.Sfl).
Кроме того, неофициальные прозвища тоже менялись. Так, командир Panzerjager-Abteilung 521 в своем дневнике называл машину «Brummbar». Примечательно, что чуть позже это имя получит иное штурмовое орудие.
Разработка
Разработка нового штурмового орудия началась в 1939 году. Тогда специалисты компании Krupp получили ТЗ на самоходную пушку, которая могла бы разрушать вражеские укрепления с расстояния, недоступного для ответного огня. Считалось, что Dicker Max будут использоваться при штурме линии Мажино на франко-германской границе. Правда, скорая капитуляция Франции сделала эту роль второстепенной.
Первые две машины вышли из заводских ворот в начале 1941 года. Уже в марте «Толстые Максы» продемонстрировали Гитлеру, который одобрил проект. Как оказалось, 105-мм орудие успешно может бороться не только с бункерами, но и с тяжелой бронетехникой противника. В основе САУ была полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone образца 1934 года с длиной ствола в 52 калибра. Почти 5-тонное орудие требовало самого мощного шасси, коим на то время было танковое – от Pz.Kpfw IV Ausf.D. Единственным препятствием был двигатель, расположенный в задней части корпуса. В «Толстом Максе» 12-цилиндровый мотор заменили боле компактным - 6-цилиндровым Maybach HL 66 Pla. Новый силовой агрегат переместили в центр корпуса, оставив место для рубки. По бокам и сзади она состояла из 20-мм бронелистов, чего хватало для защиты от стрелкового оружия и осколков. Лобовая плита рубки была толщиной в 50 мм и с наклоном в 15 градусов. По замыслу конструкторов, исходя из предназначения САУ как «засадного снайпера», такой защиты будет достаточно. С той же целью в лобовой плите убрали курсовой пулемет.
В левой части отделения управления располагался механик-водитель, над которым высилась своеобразная рубка. Такую же установили и справа – для того, что бы запутать противника. Для защиты от вражеской пехоты предназначалось три пистолета-пулемета MP-38.
Вооружение
Орудие самоходки представляло собой незначительную модернизацию тяжелой пушки sK 18, разработку которой начали в 1930-х годах силами компаний Rheinmetall и Krupp. Она обладала завидной дальностью: до 19 километров при использовании фугасных снарядов. На пушку установили дульный тормоз, который несколько повышал ресурс орудия, но при выстреле создавал облако пыли, демаскирующее позицию и мешающее наблюдать за результатами стрельбы.
Бронебойный снаряд K18 развивал начальную скорость в 835 м\с, чего хватало для поражения 111 мм наклонной (30 градусов) брони с расстояния в два километра. Масса снаряда превышала 15 килограмм, что ограничило возимый боекомплект 25 выстрелами.
Высота САУ превышала 2,5 метра, чего для огромной пушки было по-прежнему мало. Это сказывалось на ограниченных углах наводки: 8 градусов в стороны, 15 – вниз и 10 – вверх. Для эффективного наведения командир и наводчик должны были взаимодействовать с водителем, «доворачивая» корпус.
Войсковые испытания
В мае 1941 года подразделение Panzerjaeger-Abteilung 521 было выбрано для опытного применения новой машины. Два выпущенных «Толстых Макса» действовали на Восточном фронте наряду с еще одним прототипом – 128-мм САУ Sturer Emil.
«Прославится» новинка успела еще до встречи с противником: одна машина загорелась из-за нарушения техники безопасности, а последующая детонация боекомплекта привела к ее потере. Второму экземпляру повезло больше: судя по снимкам с отметками на стволе, она успешно применялась до конца 1941 года.
В первой половине 1941 года единственный Dicker Max был возвращен на завод для регламентных работ и подведения итогов испытаний. К тому моменту экипаж САУ записал на свой счет семь танков, и некоторое количество укреплений. Судя по фото, на которых у самоходки отсутствует опорный каток, имел место наезд на противотанковую мину.
По завершении работ, САУ вернули на фронт летом 1942 года – к началу реализации Плана «Блау», где последний Dicker Max и был потерян. Исходя из отчетов, 10,5 см K 18 (gp.Sfl.) Dicker Max был уничтожен под Сталинградом в январе 1943 года.
Итоги
Несмотря на то, что 105-мм САУ проявила себя достаточно результативно, недостатки машины были критичными. Раздельное заряжание было медленным, а ограниченный боезапас сокращал автономность «Толстого Макса». К тому же, шасси машины работало на пределе, что обуславливало посредственную подвижность и проходимость.
Уже к концу 1942 года военное руководство Германии переключилось на разработку истребителей танков с 88-мм орудием. Эти пушки обладали лучшей скорострельностью, меньшей массой и большим боезапасам. При этом 88 снаряд не уступал по эффективности 105-мм аналогу. Так история «Толстого Макса» завершилась на двух прототипах.
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился – не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал. Для обсуждения, замечаний и уточнений – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – материалы о других штурмовых САУ и истребителей танков того периода:
-Немецкий Sturmpanzer IV - штурмовой танк с чешской пушкой