Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Немецкая САУ «Dicker Max» - уничтожитель танков

Пожалуй, каждый любитель бронетехники или Второй Мировой хотя бы раз, да слышал о немецкой САУ «Dicker Max». Машина с официальным названием 10.5 cm K18 auf Panzer-Selbstfahrlafette IV задумывалась как средство для борьбы с укреплениями и бункерами. Но ее судьба оказалась несколько иной. О ней мы сегодня и поговорим.

Новая САУ являла собой шасси среднего танка Pz.Kpfw IV с менее габаритным мотором, и 105-мм гаубицей в открытой рубке.
Новая САУ являла собой шасси среднего танка Pz.Kpfw IV с менее габаритным мотором, и 105-мм гаубицей в открытой рубке.

Толстый Макс?

10,5 cm Shwere kanone 18 могла похвастаться дальностью стрельбы в 19 километров. По этой причине ее использовали для контр-батарейной борьбы. Бронебойный снаряд орудия мог успешно бороться не только с укреплениями, но и с тяжелыми танками
10,5 cm Shwere kanone 18 могла похвастаться дальностью стрельбы в 19 километров. По этой причине ее использовали для контр-батарейной борьбы. Бронебойный снаряд орудия мог успешно бороться не только с укреплениями, но и с тяжелыми танками

Для начала стоит определиться с названиями – немецкие классификации и без того были сложными, а у нашего героя, к тому же, имя не единожды меняли. Неофициальное название Dicker Max в переводе означает «Толстый Макс», что исходило из высокого профиля машины. Первое официальное наименование -10 cm K. (Pz.Sfl.IVa) или его развернутый вариант - 10,5 cm K18 Auf Panzer-Selbstfahrlfette - IVa. Но уже 13 августа 1941 года САУ переименовали в 10,5 cm K (gp.Sfl).

Масса САУ превышала 22 тонны, а мощность мотора составляла ишь 180 сил. Это обуславливало посредственную динамику и проходимость машины
Масса САУ превышала 22 тонны, а мощность мотора составляла ишь 180 сил. Это обуславливало посредственную динамику и проходимость машины

Кроме того, неофициальные прозвища тоже менялись. Так, командир Panzerjager-Abteilung 521 в своем дневнике называл машину «Brummbar». Примечательно, что чуть позже это имя получит иное штурмовое орудие.

Разработка

Две машины в опытном порядке были направлены на Восточный фронт - в 521 батальон истребителей танков
Две машины в опытном порядке были направлены на Восточный фронт - в 521 батальон истребителей танков

Разработка нового штурмового орудия началась в 1939 году. Тогда специалисты компании Krupp получили ТЗ на самоходную пушку, которая могла бы разрушать вражеские укрепления с расстояния, недоступного для ответного огня. Считалось, что Dicker Max будут использоваться при штурме линии Мажино на франко-германской границе. Правда, скорая капитуляция Франции сделала эту роль второстепенной.

Бронирование машины было посредственным: толщина лобовой части рубки составляла 5 сантиметров, по бокам - 2 сантиметра
Бронирование машины было посредственным: толщина лобовой части рубки составляла 5 сантиметров, по бокам - 2 сантиметра

Первые две машины вышли из заводских ворот в начале 1941 года. Уже в марте «Толстые Максы» продемонстрировали Гитлеру, который одобрил проект. Как оказалось, 105-мм орудие успешно может бороться не только с бункерами, но и с тяжелой бронетехникой противника. В основе САУ была полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone образца 1934 года с длиной ствола в 52 калибра. Почти 5-тонное орудие требовало самого мощного шасси, коим на то время было танковое – от Pz.Kpfw IV Ausf.D. Единственным препятствием был двигатель, расположенный в задней части корпуса. В «Толстом Максе» 12-цилиндровый мотор заменили боле компактным - 6-цилиндровым Maybach HL 66 Pla. Новый силовой агрегат переместили в центр корпуса, оставив место для рубки. По бокам и сзади она состояла из 20-мм бронелистов, чего хватало для защиты от стрелкового оружия и осколков. Лобовая плита рубки была толщиной в 50 мм и с наклоном в 15 градусов. По замыслу конструкторов, исходя из предназначения САУ как «засадного снайпера», такой защиты будет достаточно. С той же целью в лобовой плите убрали курсовой пулемет.

Для крупного орудия тесной рубки было мало, что обуславливало "скромные" углы горизонтальной наводки - 8 градусов в обе стороны
Для крупного орудия тесной рубки было мало, что обуславливало "скромные" углы горизонтальной наводки - 8 градусов в обе стороны

В левой части отделения управления располагался механик-водитель, над которым высилась своеобразная рубка. Такую же установили и справа – для того, что бы запутать противника. Для защиты от вражеской пехоты предназначалось три пистолета-пулемета MP-38.

Вооружение

-7
Один из двух опытных образцов был уничтожен случайным пожаром, не успев проявить своих качеств
Один из двух опытных образцов был уничтожен случайным пожаром, не успев проявить своих качеств

Орудие самоходки представляло собой незначительную модернизацию тяжелой пушки sK 18, разработку которой начали в 1930-х годах силами компаний Rheinmetall и Krupp. Она обладала завидной дальностью: до 19 километров при использовании фугасных снарядов. На пушку установили дульный тормоз, который несколько повышал ресурс орудия, но при выстреле создавал облако пыли, демаскирующее позицию и мешающее наблюдать за результатами стрельбы.

"Удачней" сложилась судьба второй машины, которая вполне результативно воевала до середины 1942 года
"Удачней" сложилась судьба второй машины, которая вполне результативно воевала до середины 1942 года

Бронебойный снаряд K18 развивал начальную скорость в 835 м\с, чего хватало для поражения 111 мм наклонной (30 градусов) брони с расстояния в два километра. Масса снаряда превышала 15 килограмм, что ограничило возимый боекомплект 25 выстрелами.

Колонна машин 521 батальона: Dicker Max и Panzerjager I
Колонна машин 521 батальона: Dicker Max и Panzerjager I

Высота САУ превышала 2,5 метра, чего для огромной пушки было по-прежнему мало. Это сказывалось на ограниченных углах наводки: 8 градусов в стороны, 15 – вниз и 10 – вверх. Для эффективного наведения командир и наводчик должны были взаимодействовать с водителем, «доворачивая» корпус.

Войсковые испытания

105-мм боеприпасы занимали много места, что обусловило боекомплект лишь в 25 выстрелов
105-мм боеприпасы занимали много места, что обусловило боекомплект лишь в 25 выстрелов

В мае 1941 года подразделение Panzerjaeger-Abteilung 521 было выбрано для опытного применения новой машины. Два выпущенных «Толстых Макса» действовали на Восточном фронте наряду с еще одним прототипом – 128-мм САУ Sturer Emil.

-12
Подорванная САУ с другого ракурса
Подорванная САУ с другого ракурса

«Прославится» новинка успела еще до встречи с противником: одна машина загорелась из-за нарушения техники безопасности, а последующая детонация боекомплекта привела к ее потере. Второму экземпляру повезло больше: судя по снимкам с отметками на стволе, она успешно применялась до конца 1941 года.

Конец 1941 года, Dicker Max на платформе перед отправкой на завод. Судя по всему, повреждение шасси вызвано наездом на мину
Конец 1941 года, Dicker Max на платформе перед отправкой на завод. Судя по всему, повреждение шасси вызвано наездом на мину

В первой половине 1941 года единственный Dicker Max был возвращен на завод для регламентных работ и подведения итогов испытаний. К тому моменту экипаж САУ записал на свой счет семь танков, и некоторое количество укреплений. Судя по фото, на которых у самоходки отсутствует опорный каток, имел место наезд на противотанковую мину.

Можно предположить, что на фото - последний Dicker Max, который перестал фигурировать в отчетах в начале 1943 года
Можно предположить, что на фото - последний Dicker Max, который перестал фигурировать в отчетах в начале 1943 года

По завершении работ, САУ вернули на фронт летом 1942 года – к началу реализации Плана «Блау», где последний Dicker Max и был потерян. Исходя из отчетов, 10,5 см K 18 (gp.Sfl.) Dicker Max был уничтожен под Сталинградом в январе 1943 года.

Итоги

Несмотря на то, что 105-мм САУ проявила себя достаточно результативно, недостатки машины были критичными. Раздельное заряжание было медленным, а ограниченный боезапас сокращал автономность «Толстого Макса». К тому же, шасси машины работало на пределе, что обуславливало посредственную подвижность и проходимость.

Войсковые испытания "Толстого Макса" показали бесперспективность развития САУ со 105-мм гаубицей
Войсковые испытания "Толстого Макса" показали бесперспективность развития САУ со 105-мм гаубицей

Уже к концу 1942 года военное руководство Германии переключилось на разработку истребителей танков с 88-мм орудием. Эти пушки обладали лучшей скорострельностью, меньшей массой и большим боезапасам. При этом 88 снаряд не уступал по эффективности 105-мм аналогу. Так история «Толстого Макса» завершилась на двух прототипах.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился – не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал. Для обсуждения, замечаний и уточнений – прошу в комментарии. По ссылкам ниже – материалы о других штурмовых САУ и истребителей танков того периода:

-Немецкий Sturmpanzer IV - штурмовой танк с чешской пушкой

-Внутри истребителя танков Jagdtiger

-Истребитель танков Nashorn - идеальный снайпер