По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год
В данной публикации указаны лишь первые несколько статей, из каждого раздела рассматриваемой Категории. На портале можно найти гораздо больше информации.
423 г. до н.э. Два обвинения в грехах Сократа
«Первым полушутливым, полусерьёзным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана «Облака».
В этой пьесе Сократ выведен софистом-мастером «кривых речей», который решает глубокомысленные вопросы: «пищит комар гортанью или задницей», «насколько стоп блошиных блохи прыгают»; который отрицает богов, признавая за них облака, и развращает своих учеников, ибо воспитывает их в непочтении к родителям, религии и традициям, забивает головы нелепицами и учит в своей «мыслильне» за большие деньги, как бы только «словчить и долгов не платить».
Герой пьесы - старый Стрипсиад, обучившись у Сократа, послал к нему и своего сына Фидиппида, который до этого увлекался только скачками и спортивными состязаниями, тренировал тело, а не дух. Однако, набравшись «Сократовой» премудрости, сынок начал дубасить отца, оправдывая побои по всем правилам софистики. Родители наказывают детей, а старик - вдвойне ребенок. «Заслуживают старики двойного наказания, ведь непростительны совсем у пожилых ошибки».
399 г. до н.э. Воспитание и «экзамен души» по Сократу
«Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив её, привести её к должному состоянию принятия и приятия истины.
По целям метод Сократа фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический.
Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, и как уже заметили современники, выдержать именно «моральный экзамен». По свидетельству Платона «Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чём бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперёд до тех пор, пока не отдаст себе отчёта в самом себе, как он жил и как живёт теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа».
1564 г.н. э. Сопротивление бездуховному тиражированию истин / книг Иваном Фёдоровым
«То, что некогда было культурным событием, переходит в разряд культурного обихода.
Эта метаморфоза не всегда протекает гладко. Пример - драматические события, сопутствовавшие московскому книгопечатанию эпохи анонимной типографии 1550-х гг. и Ивана Фёдорова.
Интрига, о которой он сам упомянул в послесловии к львовскому Апостолу 1574 г. и которая заставила его продолжить книжное дело на Волыни, видимо, имела и культурную подоплёку.
Такое небывалое для Руси событие, как печатный станок, не могло вызвать всеобщего, немедленного и безоговорочного признания. Дело не в пресловутой рыночной конкуренции писцов и типографов: печатная продукция и тогда, и позднее была дороже рукописной, так что имущественным интересам переписчиков ничто не угрожало. Дело и не в пресловутой «московитской» отсталости: достижения западной цивилизации хотя бы в военном искусстве не встречали отпора и легко усваивались Русью. Но в этом случае техническое новшество затрагивало духовную жизнь и естественным образом породило сложные проблемы
1603 г.н. э. Создание Академии деи Линчей (Академия рысьеглазых)
«Одной из первых академий была Академия деи Линчей (Академия рысьеглазых), основанная восемнадцатилетним князем Чези в 1603 г.
Среди её членов были Г. Галилей и будущий папа Римский, кардинал Ф. Барбарини. При ней был ботанический сад, кабинет редкостей природы, библиотека. Её члены регулярно собирались, ставили опыты, устраивали дискуссии, читали лекции для желающих.
Вот как обосновывал Чези создание этой академии в 1616 г. Он писал, что «за неимением доселе учреждения, философской опоры для столь достойного, важного и свойственного человеку занятия, как обретение знания, с этой целью и была создана академия, или Совет Линчей, которая была призвана объединить людей, пригодных для таких действий, и восполнить все вышеупомянутые недостатки, устранив все препятствия, подобная зоркой рыси, оттачивающей остроту ума и память, необходимые для познания вещей со всех сторон, изнутри и снаружи, как подобает, всё представленное в этом огромном театре природы».
1729 г.н. э. Половые признаки растений по Карлу Линнею
В 1729 году Карл Линней написал работу: Введение в половую жизнь растений / Praeludia sponsaliorum plantarum, где впервые высказал идеи классификации, основанной на половых признаках растений.
В 1732 году Карл Линней – после путешествия – публикует работу: Краткая флора Лапландии / Florula lapponica, где подробно рассказал о половой системе 24 классов растений, основанной на строении пестиков и тычинок.
«В ботанике Линней завершил попытки учёных, начиная с Цезальпина, создать искусственную систему. Идеей о классификации растений по половым признакам он был обязан главным образом исследованиям немца Камерария. […]
Система Линнея наткнулась сперва на сопротивление.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы
Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение
Все исследовательские темы портала VIKENT.RU
В данной публикации указаны лишь первые несколько статей, из каждого раздела рассматриваемой Категории. На портале можно найти гораздо больше информации.