В январе 1982 года в окрестностях города Мелеуз (Республика Башкортостан) был введен в строй уникальный спортивный объект - трасса для бобслея. Спортивный комплекс получил свое название по наименованию одноименной горы, на склоне которой он был построен - Кунгак. За время существования трассы здесь прошло два десятка соревнований Всесоюзного масштаба. С развалом СССР спортивный комплекс был закрыт - требовался ремонт и усовершенствование конструкции, однако нужного финансирования получено не было, так что со временем трасса пришла в полное запустение.
Бобслей приходит на Урал
В 1980 году в СССР создают федерацию бобслея, в состав первой сборной вошли энтузиасты-любители из Латвии, создавшие собственными силами первый прототип боба (управляемые сани). Спустя четыре года после начала тренировок, советские спортсмены-бобслеисты впервые приняли участие в Олимпийских играх. И сразу же успех. В Сараево Зинтис Экманис и Владимир Александров показали весьма неплохие результаты и были удостоены бронзовых медалей. Бодрое вхождение советских спортсменов в санный спорт послужило хорошим толчком к развитию бобслея в Советском Союзе.
Ввиду того, что на момент формирования команды в нашей стране не было подходящих условий – тренировки проходили в Германии. Остро стоял вопрос создания собственной базы для развития данного вида спорта внутри страны. Спустя два года в СССР появились два профильных спортивных комплекса: в Латвии и на Урале.
Комплекс «Кунгак» был оснащен полуторакилометровой трассой, на протяжении которой спортсменам предстояло преодолеть тринадцать виражей. Разместился комплекс на склоне горы, так что перепад высот составлял сто пятнадцать метров, что позволяло достигать экипажам рекордных скоростей в 120 км\час!
За время существования трассы близ Мелеуза, здесь прошло 20 региональных соревнований и 4 чемпионата СССР. Можно сказать, что «Кунгак» стал кузницей спортивных кадров. На местной трассе тридцать шесть спортсменов успешно сдали нормативы на мастеров спорта.
Коля пришел ко мне в номер, выставил бутылку и сказал: «Извини, Володь, я так больше не могу, я ухожу».
Впрочем, несмотря на внешнее сходство с аналогичными объектами в других городах, «Кунгак» сложно было назвать идеальной трассой. Строительство проходило в довольно сжатые сроки, да еще и специалистами без практического опыта в возведении подобных объектов. Среди местных жителей ходят слухи, что для монтажа отдельных элементов трассы и вовсе применяли труд осужденных. В итоге некоторые виражи были спроектированы неправильно, что могло привести к довольно тяжелым последствиям для участников соревнований.
Первый в истории отечественного бобслея олимпийский чемпион Владимир Евгеньевич Козлов, в одном из своих интервью, рассказал о том, что представляла собой трасса «Кунгак» на момент её ввода в строй.
- Саночники предоставили свою стартовую эстакаду, на которой готовились к Играм-80, кстати, она до сих пор стоит в Москве, в Институте механики на Воробьевых горах. А первую настоящую трассу в башкирском Мелеузе мы лепили из снега своими руками. – Вспоминал Владимир Евгеньевич. - Многие виражи были сконструированы неправильно, так что нам приходилось собственноручно дорабатывать опасные виражи, исправляя траекторию движения боба с помощью снежной массы. Перед стартом разбивались на группы, и каждая отвечала за свой участок трассы. Однажды в Мелеузе мы с моим первым пилотом Николаем Власовым неправильно вошли в вираж, совершили переворот в воздухе и снова встали на коньки в желоб. После этого Коля пришел ко мне в номер, выставил бутылку и честно сказал: «Извини, Володь, я так больше не могу, я ухожу».
Аттракцион для Urban-туристов
В девяностых бобслей переживал не самые лучшие времена. Финансирование пришлось урезать ввиду общеполитической неразберихи и надвигающегося экономического кризиса.
К тому же, эксплуатировать «Кунгак» в действующем виде было попросту опасно для жизни спортсменов. Ведомственная комиссия, проводившая осмотр состояния объекта, постановила, что дальнейшее использование комплекса допускалось лишь при внесении изменений в конструкцию трассы спуска, а также замены отдельных её элементов.
Пришлось администрации временно закрыть «Кунгак», впрочем, изначально планировалось отремонтировать комплекс и запустить спортивный объект уже через пару лет, однако время шло, а на входе продолжал висеть замок. Отсутствие контроля за технической частью объекта привело к началу его обрушения. Ситуацию усугубляли случаи мародёрства: в погоне за цветным металлом неизвестные растащили коммуникации трассы, а также уничтожили всю электрическую проводку объекта. После нескольких лет простоя восстанавливать трассу было бессмысленно, так как степень обветшания объекта была настолько серьезной, что комплекс проще снести и отстроить заново. Конечно же, денег на демонтаж конструкции также не нашлось.
В наши дни увидеть воочию заброшенную трассу для бобслея, осмотреть обломки некогда грандиозного спортивного сооружения, приезжают любители индустриального туризма со всего Урала. Среди данной категории туристов, бобслейная трасса в Мелеузе занимает особое место, так как многие о ней слышали, однако побывать здесь удавалось не каждому. Объект расположен в удаленном горном районе Республики Башкортостан, отчего добраться до пункта назначения весьма не просто. Разумеется, что с каждым годом спортивный комплекс погружается в чащобу уральской тайги. Природа начала отвоевывать урбанизированное пространство.
Важное предупреждение: если решите отправиться в собственное путешествие к руинам бобслейной трассы, то помните о возможности повстречаться в местных окрестностях с кабанами, по сообщениям туристов, встретить здесь диких свиней можно довольно часто. |Т.У.|
Автор фотографий: ВЫБЛОВ Алексей
Прошу вас поддержать наш проект!
Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал! После прочтения материала, не стесняйтесь нажать «палец вверх» и поделиться статьей или нарративом с друзьями из социальных сетей. Так вы окажите неоценимую помощь в развитии и продвижении канала! СПАСИБО!