Найти в Дзене
Антон Шабунин

Управление проектами в капстроительстве: траты в плюс или в минус?

Когда заказчик вкладывает в какой-то проект деньги, он всегда хочет получить с этих вложений определённую выгоду – как правило, тоже в денежном эквиваленте. И здесь всегда есть два желания: Есть тезис, что сэкономленные деньги – это деньги заработанные. Поэтому практически в каждом проекте оценивается экономическая эффективность (ЭЭ): ЭЭ = РЕЗУЛЬТАТ - ЗАТРАТЫ Но если оценить ЭЭ по какому-то материальному активу или стандартной услуге – например, строительству объекта – относительно просто, то как быть с сопутствующими услугами? Аудит, анализ, управление проектами – это же на первый взгляд не обязательные вещи, на них можно сэкономить. Но можно же и заработать. Экономическая эффективность управления проектами Моя практика – и весь опыт работы IBCON – показывают, что грамотное управление проектами всегда идёт в плюс. И в серьёзный. Выглядит это следующим образом: Допустим, заказчик начинает строить промышленный объект. Вкладывает в проект 10 миллиардов рублей, через тендер заказывает ге
Оглавление

Когда заказчик вкладывает в какой-то проект деньги, он всегда хочет получить с этих вложений определённую выгоду – как правило, тоже в денежном эквиваленте. И здесь всегда есть два желания:

  • Потратить поменьше;
  • Получить побольше.

Есть тезис, что сэкономленные деньги – это деньги заработанные. Поэтому практически в каждом проекте оценивается экономическая эффективность (ЭЭ):

ЭЭ = РЕЗУЛЬТАТ - ЗАТРАТЫ

Но если оценить ЭЭ по какому-то материальному активу или стандартной услуге – например, строительству объекта – относительно просто, то как быть с сопутствующими услугами? Аудит, анализ, управление проектами – это же на первый взгляд не обязательные вещи, на них можно сэкономить. Но можно же и заработать.

Экономическая эффективность управления проектами

Моя практика – и весь опыт работы IBCON – показывают, что грамотное управление проектами всегда идёт в плюс. И в серьёзный. Выглядит это следующим образом:

Допустим, заказчик начинает строить промышленный объект. Вкладывает в проект 10 миллиардов рублей, через тендер заказывает генподрядчику завершить строительство за 4 года. При этом по технико-экономическому обоснованию проекта его окупаемость – 5 лет: операционная прибыль в год будет составлять 2 миллиарда рублей.

Всё выглядит гладко, но есть такой момент: 70-80% объектов в промышленном строительстве сейчас сдаются с нарушением директивных сроков. При этом – по моему опыту – в половине таких случаев сроки сдвигаются на 20, на 30%. Нехитрый расчёт: если строители затянут на год и вместо 4-х лет будут строить 5, клиент получит на 5-й год убыток в размере 2 000 000 000 рублей недополученной чистой прибыли.

А теперь возвращаемся к экономической эффективности: можно потратить на проектное управление 150-200 миллионов за эти 4 года, сократив отставание от сроков до полугода. Получается ЭЭ для такого решения составляет 800-850 миллионов – мы эти деньги сэкономим, а значит, фактически, заработаем. Это хороший показатель.

Почему отставание сократили до полугода, а не до нуля?

Потому что с оставшимися проблемами перенос сроков оказался более оправдан, чем усилия по его устранению. Пришлось бы просто слишком много потратить – эти вложения более ранним сроком ввода объекта в эксплуатацию не окупаются.

Вообще, на моей памяти в области управления проектами в капстроительстве – это последние 12-13 лет – в срок сдавали единичные объекты. Причём организовывалось это нечеловеческими усилиями ответственных лиц, команды со стороны заказчика или просто финансовым ресурсом, который позволял нанимать большее количество подрядных организаций для организации работ. Грубо говоря, или шапками закидывали, или деньгами.

Грамотное управление проектами – это как раз способ выйти на оптимальную экономическую эффективность: и лишнего не потратить, и нужный результат получить.

Небольшой кейс про информационное моделирование (BIM)

Это из недавней практики – небольшой проект, отчёт по которому у меня оказался под рукой. Заказчик проводил реконструкцию промышленной установки, но рабочее проектирование было выполнено без использования 3D-САПР, а также качественной исполнительной и эксплуатационной документации по объекту не было. Тогда у заказчика возникли подозрения, что не всё пойдёт гладко, и он обратился в IBCON за помощью. Наша задача была снизить риски срыва сроков строительства – должны были закончить за 60 дней – и свести дополнительные затраты к минимуму.

Мы начали с того, что просканировали существующий объект:

Дальше сформировали 3D модели – «Как построено»…

-2

…и создали 3D-модель «Как спроектировано» на основе рабочей документации:

-3

При их сравнении наши специалисты нашли 134 существенные коллизии – пересечения проектных конструкций друг с другом и с существующими конструкциями и сооружениями. Вот вроде таких:

-4

Если бы установку так и построили, пришлось бы потратить дополнительно 17 с лишним миллионов на устранение проблем (монтаж и демонтаж конструкций, перезаказ материалов и оборудования и пр). И общий срок проекта был бы увеличен на 1,5-2 месяца дополнительно к директивным срокам:

-5

А так заказчик инвестировал в услуги IBCON 5 миллионов, и более 12 миллионов было сэкономлено – можно записать их в экономический эффект от применения информационного моделирования (BIM). Плюс проект был сдан в заявленный срок, установка раньше начала работать, и это тоже повышает экономическую эффективность.

Эту мысль – понимание того, что управление проектами увеличивает ЭЭ – я и хочу популяризовать. В ближайшее время собираюсь совместно с экономистами ВУЗов провести более масштабное исследование, чтобы опираться не только на опыт IBCON: подготовим расчёты и модель, чтобы лучше обосновать такие подходы. Если у кого-то есть своя статистика о том, что системы управления проектами позволяют ускорить сдачу проекта или снизить затраты, буду благодарен, если поделитесь.

Со мной всегда можно связаться в Facebook (https://facebook.com/anton.shabunin.1) или по почте: shabunin@ibcon.ru