Найти тему
Что за деньги

WeChat Pay в России

В начале осени я уже писала о том, что такое Alipay и WeChat Pay, их историю и ход развития, а также размышляла вслух об их перспективах в России. Не только платежных сервисов, но и самих холдингов Alibaba и Tencent. С тех пор события стремительно развивались.

FT Confidential Research, 2018
FT Confidential Research, 2018

Во-первых, WeChat Pay продолжил свой космический рост, догнав и, возможно уже перегнав, Alipay по показателю распространенности. WeChat раскрывает данные о 800 миллионах активных пользователей своего платежного сервиса в месяц из 1 миллиарда пользователей всего, в то время как у Alipay — 700 миллионов. Но зато у последнего большее присутствие в онлайне, где Alipay зачастую используется эксклюзивно на e-commerce площадках Alibaba.

iMedia Research
iMedia Research

Во-вторых, китайский выездной туризм начали именовать "мягкой силой" Китая (China soft power), ставшей частью стратегии зарубежного развития. Так, например, китайских туристов обозначал для себя владелец WeChat — холдинг Tencent — в своей презентации на конференции Money2020 China, о которой я обязательно напишу чуть позже.

-4

В-третьих, благодаря FIFA World Cup (по-простому ЧМ-2018), объем платежей через китайские платежные системы в России вырос в 50 раз. И это не могло пройти незамеченным. В России китайский туризм, как и во многих странах — лидирующий. В прошлом году к нам приехало 1,5 миллиона человек. Что для нашей страны — очень много.

-5

На российском рынке Alipay — первопроходец, который невероятными усилиями конкретных менеджеров интегрировался напрямую с банками-эквайерами. Со всеми вытекающими последствиями в виде временных и денежных расходов. А менеджера WeChat Pay в России никогда не держал, представительства не имел (что бы ни говорили недобросовестные компании на рынке) и в целом к России теплых чувств не испытывал.

Но времена меняются, и слово "Россия" уже не покидала рутину менеджеров WeChat Pay в течение всего 2018 года. Сейчас WeChat Pay, все еще не имеющий менеджера "на земле россиянской", уже вполне доступен здесь для подключения и готов к обучению местных бизнесов к тому, как обращаться с китайским клиентом. Как рекламировать ему свои услуги, как делать мини-аппы, как работать с блогерами и в целом — содействовать имиджу страны, в которую можно ездить не только группами с сомнительной репутацией.

Стратегия работы WeChat с зарубежными пользователями и рынками:

а) полноценная версия WeChat Pay для других рынков, и здесь стоит отметить WeChat Pay Hong Kong, WeChat Pay Malaysia,

б) партнерство с местными платежными компаниями, которые интегрируют WeChat Pay в местный ритейл, duty free и прочие места, с которыми соприкасается китайский турист,

в) и возможность иностранцам, проживающим в Китае, привязать карту Visa, MasterCard, Amex, Diners к кошельку, правда, она должна быть выпущена китайским банком.

То, что делает WeChat Pay в России — это ни в коем случае не появление нового платежного сервиса для россиян, гражданам нашей страны им пользоваться не получится. Это только для удобства и комфорта китайских граждан, которые приезжают в Россию отдохнуть или в командировку. Ведь Китай давно не носит наличные или карты. Если когда-либо у WeChat Pay появится желание локализироваться в России для русских, им придется либо получить соответствующую лицензию Центробанка, либо войти в глубокие отношения с местным платежным сервисом.

В целом, именно партнерства с местными банками, платежными сервисами, ритейлерами лежат сегодня в основе работы обоих китайских сервисов в большинстве стран мира.

А вместе с тем WeChat Pay, в первую очередь — это ключ к крупнейшей социальной сети и мессенджеру, крупнейшей платформе для продвижения своих брендов, товаров и услуг для китайских потребителей.

И я надеюсь никому не нужно объяснять, почему это единственное, что действительно важно для развития бизнеса.

--------------------------------

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах.

Анна Кузьмина заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, одной из крупнейших компаний в индустрии финансовых технологий российского происхождения с b2c и b2b сервисами. Подписывайтесь на канал в Телеграме, в Youtube, Яндекс.Дзене, или read in English on Twitter, and Medium.