30 лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур впервые в истории отечественной космонавтики был произведен запуск многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран». "Буран" стал последним технологическим прорывом красной страны. В СССР уже вовсю бушевала перестройка, горбачевская верхушка решила, что соревноваться с американцами больше не стоит. Многоразовый чудо-корабль будущего остался одноразовым.
Тридцать лет назад, совершив два витка вокруг Земли, орбитальный корабль "Буран" через 205 минут, приземлился на посадочную полосу аэродрома "Юбилейный". Впервые в мире была проведена посадка орбитального корабля в автоматическом режиме. Его единственный полет в ноябре 1988 года и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в "Книгу рекордов Гиннесса". На этом его славная история закончилась.
"Буран" - несомненное достижение плановой экономики, один из осовных плюсов которой - возможность максимальной концентрации ресурсов на прорывных мегапроектах, которые не рентабельны в рамках рыночных отношений. Вся космическая отрасль, что советская, что американская - детище госплана. У американцев, напомним, были и есть NASA и DARPA - накаченные деньгами госструктуры, развивающие космос отнюдь не по Адаму Смиту.
С окончанием холодной войны о обоих государств-гигантов исчезла потребность в концентрации огромных ресурсов для технологической гонки. Космос стал буксовать - американцы больше не летают на Луну, и лишь с лагом в три десятка лет поговаривают о полете человека на Марс.
Судьба "Бурана" - это отражение трагедии всей страны. Дегенератам оказался не нужен этот крылатый красавец. В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» (изделие 1.01) был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Завод Тушмаш, производивший "Бураны" - банкрот. Его цеха выставлены на продажу на "Авито".
Андрей Песоцкий