Продать что-то — это очень трудно
В Авито и Дроме полно объявлений «в отличном состоянии и один хозяин». Они как клоны из инкубатора, написаны одинаково, перечисляют свойства, а не выгоды. Когда покупатель видит их, то не понимает разницы между предложениями и не может сходу определиться с выбором. Начинается мучительный процесс обзвона и просмотров. Это отнимает время и у продавца, и у покупателя.
Ещё такие объявления не объясняют, почему твоё предложение подходит именно мне и чем оно лучше других. Тогда остается один аргумент — цена.
В итоге продавец теряет время и деньги.
В этой схеме выигрывают только рекламные площадки — чем дольше вы не продадите, тем больше они заработают на рекламе объявлений.
Кому и чем будет полезно
Статья будет полезна тем, кто хочет что-то продать с помощью текстового рекламного объявления: машину, квартиру, дачу, детскую коляску, компьютер, да что угодно.
Вы научитесь составлять объявления, которые говорят о пользе и в итоге продают правильным покупателям по правильной цене: с большей конверсией, быстрее и дороже.
Описанные в статье принципы пригодятся в бизнесе при составлении коммерческих предложений и написаний текстов на сайте: маркетологу, продавцу, руководителю отдела продаж, коммерческому директору, руководителю компании.
Я проверил на себе. Когда я захотел продать машину, то сначала подумал о целевой аудитории и её потребностях. Я сразу понял, что никто не ищет подержанную Тойоту Авенсис в кузове седан в дешёвой комплектации, с механической коробкой передач и самым слабым двигателем. Покупатель ищет решение своего вопроса и продавать надо решение вопроса, а не машину.
Далее я изучил рекламные площадки и конкурирующие объявления. И тут я увидел, что все продавцы, как попугаи, копируют объявления друг друга и демпингуют ценой. Я увидел здесь возможность, взял и написал бесплатное рекламное объявление в мире покупателя.
В итоге я продал машину по своей цене без скидок. Процесс занял четыре дня, было два звонка и два показа .
Проверил на коллегах. Прошло два года и я поделился опытом с коллегами и они быстро и по своей цене продали ещё две машины, один Иксбокс и два смартфона.
После этого коллега, он продал Форд, поленился написать такое же объявление на мотоцикл Хонда и не продал. Теперь ждёт следующего мотосезона. А Хонда пока пылится в гараже.
Ссылки на наши объявления в тексте статьи. Используйте их как пример и доработайте под себя.
Читайте дальше и сможете так же↓↓↓
Продающего текста не существует
Есть приёмы. Полезные и не очень.
Полезные приёмы:
- Выносить в заголовок пользу от продукта.
- Давать читателю возможность взвесить все «за» и «против».
- Четко определять целевую аудиторию — кому это полезно.
- Рассказывать истории о том, как ваш продукт пригодился покупателю, улучшил его жизнь.
Под вопросом:
- Не использовать слова, которые обозначают что-то плохое: боль, проблемы, сложности. Не использовать частицу «не».
- Чередовать слова, которые начинаются на гласные и согласные.
- В любом рекламном тексте давать скидку или говорить об ограниченном предложении.
- Подталкивать читателя к действию прямо сейчас.
Великие рекламисты Кеннеди, Хопкинс и Огилви призывали всё и всегда тестировать, использовать научный подход. За свою карьеру они собрали коллекцию работающих рекламных клише. Например, Хопкинс для одного из своих рекламодателей протестировал двадцать тысяч заголовков рекламы.
Если у вас нет времени и средств на тесты, попробуйте поискать соответствующее исследование. Если исследований нет, забудьте про продающий текст и займитесь покупателями.
Вместо поиска волшебной формулы продающего текста, лучше разберитесь, почему люди покупают.
Люди покупают, когда выполняются три условия
Для совершения покупки необходимо совпадение как минимум трех условий:
- У человека должна быть проблема или задача, требующая решения.
- У него должно быть желание получить решение прямо сейчас в виде вашего продукта или услуги.
- У него должны быть деньги или возможность их достать.
Перечитайте ещё раз и примените на свою целевую аудиторию. Если нет чего-то одного из перечисленного выше, то покупка не состоится.
Люди покупают, когда понимают пользу
Люди покупают не сам продукт или услугу. Они покупают у вас решение определенных проблем и задач в виде вашего продукта. Они покупают эмоции и удовлетворение своих потребностей.
Клиент покупает не сверло, а дырку в стене. Там он повесит картину, от которой будет получать положительные эмоции.
Люди покупают то, что, по их мнению, принесет им пользу или избавит от вреда. Любую покупку можно свести к пользе или избавлению от вреда:
- Машина или такси избавляют от неудобства ездить на общественном транспорте. Иногда — повышают социальный статус.
- Компьютер помогает развлекаться или работать.
- Одежда греет или помогает казаться привлекательным.
- Тортик в кофейне — получить удовольствие.
Польза — это не только прагматические вещи вроде денег, качества жизни или комфорта. Польза бывает и в социальном статусе, и в удовлетворении психологического неудобства, и чтобы загладить вину, и даже чтобы не чувствовать себя глупо среди других. Но в любом случае за покупкой стоит польза.
Реклама обещает эту пользу, и потому продукты продаются.
Люди покупают не потому, что вы написали прекрасный текст. Люди покупают тогда, когда они поняли, что продукт полезен.
Например, очень грубо, польза для читателя: обратился в компанию = увеличил продажи.
Расскажите людям о пользе. Пообещайте. Для этого задайте себе 4 вопроса:
- Что произойдет, если человек купит мой продукт? (Это можно использовать в качестве положительного мотиватора.)
- Что не произойдет, если он купит? (Чего он сможет избежать и от чего избавиться, если купит?)
- Что произойдет, если он не купит? (К каким последствиям это может привести?)
- Что не произойдет, если он не купит? (Либо о чем он так и не узнает, если не купит?)
Когда разобрались с пользой можно подключать эмоции
Есть мнение, что мы принимаем решение о покупке эмоционально и затем сами себе доказываем его разумность, основываясь на логике.
Поэтому в продающем тексте нужно давить на те рычаги, которые вызывают эмоции, побуждают к покупке.
В таблице перечислены отрицательные и положительные мотиваторы. Попробуйте применить их в своей рекламе.
Что ещё влияет на решение о покупке
Решение о покупке — колоссально сложный процесс. На него влияет много факторов, вот лишь некоторые из них. Допустим, мы продаем сотовые телефоны. Вот, что повлияет на решение о покупке помимо нашей рекламы:
- Давление общества. Если у человека Андроид, а у всех коллег, друзей и родственников Айфоны, то человек будет испытывать негласное давление — мол, будь как мы. Люди хоть и умные, но подвержены воздействию общества.
- Влияние важного человека. Если кто-то, кого мы уважаем, переходит с Айфона на Андроид и расхваливает его, мы прислушиваемся. Это может быть друг, босс или кинозвезда — его мнение нам важно.
- Потребность. Если человека устраивает его старый сотовый телефон, а социальное давление на него не действует, ему просто не нужен новый телефон. Иногда вещь просто не нужна. А если бы он разбил старый телефон — то нужна.
- Эстетика и промдизайн. Иногда мы покупаем вещи просто потому, что они нам нравятся. Увидел красивый телефон в рекламе — и захотел. Пусть он не нужен, пусть эта покупка нерациональная, но душа просит. Это тоже нормально. Все мы люди.
- Ритуалы. Что дарить жене на годовщину свадьбы? Дочери на день рождения? Родителям на Новый год? Сотовый телефон — идеальный подарок для 2010-х.
- Наличие в продаже. Звучит банально, но если человеку негде купить ваш прекрасно разрекламированный телефон, то реклама не поможет. Верно и обратное: часто мы покупаем то, что физически есть в магазине, а не то, что нам рекламировали.
- Цена. Можно долго рассказывать о преимуществах Айфона. Но если у человека пять тысяч рублей, а Айфон стоит пятьдесят, то реклама будет без толку. Разве что человек влезет в кредиты.
- Репутация и имидж. Когда в России появились первые нелегальные Айфоны, они были признаком статуса. Но когда мы пишем эту книгу, Айфон есть чуть ли не у каждого второго. Тот, кто хочет выделиться, уже не станет покупать Айфон. Или наоборот — станет, потому что общество давит.
- Эмоция. Юноша на последние деньги подарил девушке Айфон, а спустя месяц она его бросила. Теперь он ненавидит в се эти Айфоны: винит их в том, что они делают девушек меркантильными стервами. Или, наоборот, любит — с ним у него связаны приятные воспоминания о той девушке.
- Иллюстрации и фотографии. Красивые картинки на сайте и плакатах делают товар привлекательнее. Если картинки некрасивые, то и товар выглядит дешево, даже если в реальности это не так.
- Сценарии использования. Одна компания говорит, что с ее телефоном вы будете лучше работать. Другая — что у вас будет более цельная личная жизнь. Третья — что с их телефоном вы будете больше путешествовать и заниматься спортом. Иногда люди покупают не телефон, а обещание лучшей жизни.
Примеры
Личные примеры. Вот примеры объявлений, написанных мной и моими коллегами по этой схеме:
- Это моё объявление. Продано. Я составил его после прочтения книги Сергея Бернадского «Продающие тексты». В ней много воды и полезное нужно вычленять. Пусть вас не пугает длина текста — это не проблема. Главное — польза, а не свойства. В итоге у меня получилось выделиться среди текстов-клонов «в отличном состоянии и один хозяин», о чем и сказал счастливый покупатель.
Пример из бизнес-практики. А вот кейс с примером того, как мы в Legacy применили эти подходы в проектах: Промо-сайт и интернет-реклама производителя молочной продукции «Золотые Луга». Тут было: посещение завода с интервью технолога и директора, полевое анкетирование потребителей, кластеризация результатов с применением машинного обучения, анализ и составление портретов покупателей, дифференциация и многое другое. Результат — текст теперь не просто о свойствах продукции, он привязан к важной для потребителей пользе.
Запомнить
- Можно написать объявление, которое продаст с большей конверсией, быстрее и дороже.
- Продающего текста не существует. Есть приёмы. Полезные и не очень.
- Условие покупки: проблема + желание + деньги.
- Не пишите о свойствах. Пишите о пользе.
- Подключайте эмоции.
- Тестируйте заголовки, текст, иллюстрации и копите собственную базу знаний. Или читайте чужие исследования.
Мне стало интересно. Что ещё почитать по этой теме?
- Если ещё не читали, то однозначно Клода Хопкинса «Моя жизнь в рекламе» и «Научная реклама». Книги есть в нашей корпоративной библиотеке. Великий рекламист, зарабатывал написанием текстов. Я не буду перечислять все его заслуги, за меня скажет Дэвид Огилви.
Дэвид Огилви: «Никого даже близко нельзя подпускать к рекламе, пока он не прочитает эту книгу семь раз.»
- «Продающие тексты» Сергея Бернадского. Полезная, но не советую всё в книге принимать на веру.
- М. Ильяхов, Л. Сарычева: «Пиши, сокращай». В книге рассказано, как создавать сильный текст. Читается книга легко, но чтобы усвоить материал требуется время и концентрация внимания.
- По теме мотивации людей рекомендую лекции Роберта Сапольски из Стэнфорда «Биология поведения человека». Для начала посмотрите вводную лекцию. Я сам начал и не смог оторваться. Рекомендую делать заметки с основными мыслями.
Что дальше
А вы что думаете по этому поводу? Может, у вас есть похожий жизненный опыт? Напишите в комментариях.
Ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку, делитесь с коллегами.