Найти тему
Читающий котофей

Первые дворянин-художник и дворянин-профессор. За что их стыдили?

Оглавление
Ф. П. Толстой. "Ягоды красной и белой смородины", 1818
Ф. П. Толстой. "Ягоды красной и белой смородины", 1818

Федор Петрович Толстой, как это было принято у высшего сословия, с рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Когда подрос, учился в Полоцкой иезуитской академии, затем в Морском кадетском корпусе. Однако в 1804 году двадцатиоднолетний кадет Федор Толстой подает в отставку, чтобы стать профессиональным художником.

«Обвинения на меня сыпались ото всюду. <...> Не только все родные, (кроме моих родителей), но даже большая часть посторонних, упрекали меня за то, что я первый из дворян, имея самыя короткия связи со многими вельможами, могущими мне доставить хорошую протекцию, наконец, нося титул графа, избрал путь художника <...>. Все говорили, будто бы я унизил себя до такой степени, что наношу бесчестие не только своей фамилии, но и всему дворянскому сословию» (воспоминания Ф.П. Толстого).

Правда, позже Толстой станет не только признанным художником, но и вице-президентом Императорской Академии художеств, 50-летие его творческой деятельности будет торжественно праздноваться, а Пушкин напишет о нем в "Евгении Онегине":

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…
-2

Этот пример показателен для общественного сознания XVIII - начала XIX века. Считалось, что дворяне не должны заниматься профессией, ремеслом. Так, для дворянина представлялось унизительным быть актером, художником, музыкантом, профессором, врачом и так далее. Все это удел разночинцев, иностранцев, крепостной интеллигенции. Вот досуг - всегда пожалуйста. Если за художничество и музыку ты не получаешь материального вознаграждения - тогда все нормально.

Вот еще один случай. В 1803 году Григорий Глинка стал первым профессором дворянского происхождения. Карамзин в "Вестнике Европы" писал об этом событии:

"Такой первый феномен есть Смоленский помещик, Надворный советник Григорий Глинка, который имеет столько достатку, что мог бы содержать себя и без Профессорского жалованья. Но из особенной любви к Наукам и ко благу общественному он в скором времени <...> взошел на кафедру Российской Словесности в Дерптском Университете. <...> Люди, не одушевленные ревностью к благородным пожертвованиям для просвещения сограждан своих, находили поступок сей странным; но кто действительно предан пользе отечества, тот презирает мнения обыкновенныя".

Совершенно другое отношение было к тем представителям высшего сословия, которые становились поэтами. Для людей того времени быть поэтом - значит обладать исключительным общественно-культурным авторитетом.

Императорский Дерптский университет (основан в 1803 году)
Императорский Дерптский университет (основан в 1803 году)

Почему быть поэтом было престижно?

Можно вернуться к эпохе Петра I, активно развивавшего светское государство. Из-за отделения государства от церкви на культурном уровне главным становится Слово. "Слово совмещает в себе и разум, и речь, и одно из наименований Сына Божия, и данный им людям закон" (Ю. М. Лотман). Поэт воспринимается как пророк.

Литература начинает задавать направления развития культуры и повседневной жизни. По книгам учатся думать и чувствовать, книги подсказывают идеи Просвещения и учат читателей своим примером. Слово становится сильнейшим инструментом социального воздействия.

Да и если посмотреть на историю развития литературы XVIII века, можно заметить ее переход от государственно-придворного положения к независимому институту. Литература становится самостоятельной общественной силой. Конечно, в глазах общества это придавало ей авторитет и даже престиж.

"Опрокинь же свой треножник!
Ты избранник, не художник!"

(Баратынский Е.А. "Что за звуки? мимоходом...", 1841)

-4