В Кировской области впервые за долгие годы отмечен рост инвестиций в основной капитал. Но что это: стечение обстоятельств – или уже тренд?
В Кировской области впервые за долгие годы отмечен рост инвестиций в основной капитал. Рост по статистическим меркам довольно скромный – на 3,4% в сопоставимых ценах (с учётом инфляции), или на 1,69 миллиарда рублей – в ценах текущих (то есть без учёта). Хотя стоит лишь вспомнить формулу британского экономиста Джона Кейнса, – исходя из которой каждая тысяча, вложенная инвестором сегодня, завтра обернётся для регионального валового продукта тремя тысячами плюса, – как ценность наших скромных процентов возрастёт, что называется, в разы. И маленький шажок для статистической отчётности окажется гигантским скачком для всей Кировской области – да простит меня Нил Армстронг за столь вольное обращение с его легендарной фразой.
Но вот что интересно: в списке приоритетных вопрос о повышении инвестиционной привлекательности нашего региона значится, если мне не изменяет память, уже лет пятнадцать. И сколько областных и муниципальных программ по улучшению инвестиционного климата за эти годы было «успешно реализовано», я, пожалуй, даже не возьмусь сосчитать. Однако какого-либо ощутимого роста на этом направлении не наблюдалось ни в годы губернаторства Николая Шаклеина, ни при Никите Белых. А лет пять назад ситуация и вовсе ушла в минус (за 2014 год физический объём инвестиций в основной капитал в регионе сократился на 0,5%, за 2015-й – на 18,8%, за 2016-й – на 12,3%, за 2017-й – на 1,9%).
С приходом в область команды Игоря Васильева разговоров об улучшении инвестиционного климата в публичном поле заметно поубавилось – отчего многие какое-то время даже сомневались, занимаются ли вообще в васильевском кабинете работой с потенциальными инвесторами. Тем не менее, именно при этом составе правительства негативную тенденцию удалось переломить.
Почему?
Аналитики, специализирующиеся на инвестиционной тематике, в ответ на этот вопрос могут с ходу сослаться на десяток-другой макроэкономических факторов, начертить десяток-другой диаграмм – и, уверен, их выводы будут всеобъемлющи и точны. Другое дело, что мы, вероятней всего, мало что в этих факторах и диаграммах для себя поймём. Но мне почему-то кажется, что всё на самом деле гораздо проще и так далеко за ответом ходить не нужно, более того – он заключён в самом нашем вопросе. И неудачи предыдущих администраций в первую очередь объясняются именно тем, что они много говорили об инвестициях. Очень много. Так много, что на собственно работу по поиску и привлечению инвесторов у них попросту не оставалось времени. Ни на уровне области – ни на уровне самой захудалой сельской думы. Как если бы, честное слово, им всем кто-то в обязанность вменил повторять это красивое заграничное слово – «инвестиции» – не реже трёх раз в день.
Ну, а самое-самое печальное заключалось в том, что чёткого (или хотя бы приблизительного, на уровне ликбеза) понимания сути инвестиционного процесса у большинства наших чиновников попросту не было. И под словом «инвестор» они, как правило, подразумевали некоего волшебника, который вдруг прилетит в голубом вертолёте и даст денег на решение всех проблем райцентра, района и персонально его главы. Этакую дойную корову. Которую, чтобы она меньше ела и давала больше молока, нужно, как известно, меньше кормить и чаще доить.
Оттого и получалось: приедут в какой-нибудь район представители потенциального инвестора, намеревающегося, к примеру, вложить сотню миллионов в строительство объекта по глубокой переработке леса для нужд родного Китая или, скажем, родной Нигерии. Ну, а местный глава кладёт перед ними стопку смет: на реконструкцию местного Дома культуры, на ремонт уличного освещения, на асфальтирование трёх улиц в райцентре и далее по списку. А отдельно ещё и цифру на бумажке рисует, которую – поверх всего – надо бы перечислить в здешний внебюджетный фонд. Потому как иначе, дескать, ни земли, ни леса под вашу затею в нашем районе нам будет никак не сыскать. После чего потенциальный инвестор, как правило, делает ноги и свой объект по глубокой переработке открывает где-нибудь в Костромской или Вологодской губернии. А местный глава продолжает упражняться в речах про повышение инвестиционной привлекательности. Вот. А деньги – они любят тишину. Money talks, bullshit walks – когда говорят деньги, пустопорожний трёп курит в сторонке.
Согласен: скаредность и алчность пробуждалась в наших муниципальных руководителях не от хорошей жизни. Надёжных местных источников для пополнения бюджета у большинства из них практически не было, а тут ещё – по случаю вереницы кризисов – и финансовую помощь из областной казны им начали урезать. И даже знай они про вышеупомянутый мультипликатор Джона Кейнса, – который в ходе инвестиционного процесса должен наблюдаться на каждом последующем уровне производства и дохода, утраивая каждую вложенную инвестором тысячу, – ждать, пока проявится этот чудо-эффект, у них реально не было терпежу. Ибо деньги им были нужны не завтра, а позавчера. Так, собственно, и двигалось себе всё по замкнутой кривой: безденежье порождало алчность, а алчность порождала безденежье. Серьёзный инвестор, озадаченный уровнем знаний кировского начальства о природе инвестиций, обходил наши места стороной. А кто не обходил, на поверку оказывался либо жуликом, либо банкротом. И случаев таких в недавней ещё истории Кировской области было, увы, немало.
Именно две эти вещи: любовь к парадным речам на тему инвестиционной привлекательности и отношение к инвестору как к дойной корове, – на мой взгляд, новому областному правительству как раз и удалось в местном чиновничестве искоренить, как минимум – на региональном уровне власти. И именно это, как мне думается, в первую очередь помогло нашему региону добиться первой за много лет позитивной подвижки на инвестиционном фронте.
За первое полугодие 2018 года на развитие экономики и социальной сферы Кировской области из всех источников финансирования было направлено 20429,6 миллиона рублей (11-е место в ПФО) инвестиций в основной капитал – на 3,4% больше (7-е место в ПФО), чем год назад. При этом ключевой показатель, который характеризует инвестиционный климат в регионе: инвестиции в основной капитал на душу населения, – остановился у нас на отметке в 15,92 тысячи рублей (13-е место в ПФО), оказавшись в 1,84 раза ниже, чем в среднем по федеральному округу (29,37 тысячи), и в 2,55 раза ниже, чем в целом по России (40,59 тысячи рублей).
В структуре инвестиций по источникам финансирования в сравнении с первым полугодием 2017 года отмечено значительное увеличение (с 59,4% до 67,0%) доли собственных средств организаций и продолжающееся сокращение (с 8,2% до 6,3%) финансирования проектов из бюджетов всех уровней, в том числе – из федерального (с 4,4% до 3,9%). Снизилась против аналогичной прошлогодней (с 14,7% до 9,5% всех привлечённых средств) и доля инвестиционных вложений, осуществляемых организациями за счёт банковских кредитов. При этом по доле средств населения и организаций, направленных на долевое строительство (13,7% – при среднеокружной в 3,0% и среднероссийской в 3,2%), опередить Кировскую область в ПФО сумела лишь Чувашская республика (21,2%) – записной аутсайдер окружного инвестиционного процесса.
По видам экономической деятельности структура инвестиций в основной капитал сложилась у нас следующим образом: 7,8% были вложены в организации по виду деятельности «транспортировка и хранение», 15,2% – «операции с недвижимым имуществом», 18,9% – «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и
35,7% – «обрабатывающие производства». Причём среди обрабатывающих производств самыми привлекательными для инвесторов оказались «обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели» (28,7% от объёма инвестиционных вложений в обрабатывающие производства), производство резиновых и пластмассовых изделий (15%), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (12,9%), производство пищевых продуктов (10,9%) и производство химических веществ (9,3%).
Что же касается конкретных объектов финансирования, то охотней всего (45,4%) инвесторы вкладывали деньги в строительство зданий и сооружений (14,3% – нежилые здания, 15,9% – сооружения, 15,2% – жильё), в приобретение «прочего оборудования и машин, включая хозяйственный инвентарь» (43,9%), в транспортные средства (4,3%), в компьютерное и телекоммуникационное оборудование (3,5%) и в объекты интеллектуальной собственности (0,7%).
Порядка 30% всего объёма были инвестированы субъектами малого предпринимательства. А географически львиная доля (64,5%) инвестиций осела в столице Кировской области.
Так что же это: счастливое стечение обстоятельств – или всё-таки тренд? Окончательный ответ на этот вопрос мы, разумеется, сможем узнать только в будущем. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые уже сегодня позволяют надеяться, что ответ этот будет для нашей области сугубо позитивным.
Во-первых, руководству региона удалось выстроить конструктивное и, похоже, долгосрочное сотрудничество с лесопромышленным холдингом Segezha Group (АФК «Система»), который уже открыл на территории области два предприятия, инвестировав в них более шести миллиардов рублей, а вскоре, по словам первого зампреда облправительства Александра Чурина, «собирается построить ещё третий объект». Сегодня Segezha Group арендует 251,8 тысячи гектаров кировской лесосеки, а на его предприятиях заняты более полутора тысяч кировчан. В планах группы – выпуск новой продукции – продольной фанеры и увеличение производства фанеры поперечной, что в сумме позволит вятскому подразделению Segezha войти в пятёрку мощнейших производителей фанеры в стране.
Во-вторых, в конце лета Киров посетила представительная делегация Национальной государственной лесоперерабатывающей корпорации Китая, которая намерена инвестировать порядка одного миллиарда рублей в строительство логистического центра и завода по глубокой переработке древесины, где, как пояснил первый зампред, будет развёрнуто производство берёзового шпона, пиломатериалов, мебельных щитов и фанеры с суммарным оборотом в 1,6 миллиарда рублей и двумя сотнями новых рабочих мест.
В третьих, без малого семьдесят инвестиционных проектов реализуются (или готовятся к реализации) в моногородах Кировской области, в том числе на территории вятскополянского промпарка, где уже сегодня рассматривается вопрос о строительстве дополнительных корпусов – как под расширение уже действующих производств, так и под размещение нового большого предприятия по переработке молока. Что позволит привлечь порядка 400 миллионов рублей инвестиций, создать триста новых рабочих мест и поднять уровень ежегодных налоговых отчислений до отметки в полмиллиарда рублей.
Данные по инвестициям в основной капитал по итогам девяти месяцев 2018 года, кстати, появятся на сайте Кировстата буквально на днях. Ждать уже недолго.