«Патриоты Нижнего» неоднократно обращались к теме доходов и заработков в самых разных проявлениях и ракурсах. Сегодня мы осветим чувствительную сферу – «дети и деньги».
Ворочая миллионами
Нижегородским школьникам грех жаловаться: даже в посткризисном 2015 году карманные расходы увеличились на 8,3 процента, у подростков (13–15 лет) и вовсе на 14,5 процента. Исследовательская компания Ipsos Comcon установила, что недельный бюджет на карманные расходы у нижегородских школяров составляет несколько сотен рублей. Детям от 7 до 12 лет родители выделяют порядка 326 рублей, подросткам 13–15 лет – уже 529. В городах-миллионниках школьники ворочают более чем 800 миллионами рублей в неделю, из которых 398 миллионами в неделю располагают подростки.
На карманные деньги школьники покупают сладости, жвачку, сладкие напитки, снеки. Подростки расходуют финансы более «по-взрослому»: на питание в кафе, походы в кино, а также на оплату мобильного. На кино, парк и другие развлечения подростки в городах-миллионниках тратят 69 миллионов рублей в неделю, а на питание вне дома – 57 миллионов в неделю. Младшие школьники любят покупать на карманные деньги игрушки, и это одна из самых «дорогих» категорий у этой группы – за неделю в крупных городах дети до 12 лет тратят на них 39 миллионов рублей. Минздрав подсчитал, что 26 процентов российских школьников тратят карманные деньги на чипсы.
Так что готовить ребенка к взаимодействию с деньгами никогда не поздно, лучше начать с дошкольного возраста, лет с пяти-шести.
Карманные деньги у ребенка должны быть непременно, уверен член Российской психотерапевтической ассоциации, президент РАТЭПП Андрей Камин. Причем у детей должны быть не только личные деньги, но и личные вещи, личное пространство. Для живущих в благополучных семьях это еще важнее, чем в социально незащищенных. «Очень часто дети даже в самых обеспеченных семьях не имеют личных вещей. То есть они не имеют возможности ими свободно пользоваться, распоряжаться, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. На мой взгляд, именно поэтому дети легко относятся к школьному воровству. Зачем сильно переживать по поводу пропаж чужих вещей, даже если они принадлежат твоим родителям. Наличие собственных карманных денег воспринимается детьми как поле ответственности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит все же часть выдавать на руки. Это приводит к экономии и дает дополнительный рычаг влияния», – уверен Камин.
Минздрав подсчитал, что 26 процентов российских школьников тратят карманные деньги на чипсы
Выращивая правильных потребителей финансовых услуг
Большие усилия в деле финансовой грамотности прилагает Волго-Вятское главное управление Банка России. В каждой третьей школе Нижегородской области осенью прошли онлайн-уроки финансовой грамотности. Регион вошел в тройку лидеров по количеству проведенных занятий на проекте Банка России «Онлайн-уроки финансовой грамотности» среди российских регионов. Наибольший интерес у слушателей проекта вызывают занятия, посвященные финансовым инструментам: «Все про кредит», «Вклады: как сохранить и приумножить» и «Финансовые инструменты и стратегии инвестирования». Эти онлайн-уроки набрали наибольшее количество просмотров. Всего за первый месяц осенней сессии в Нижегородской области проект набрал почти 15 тысяч просмотров.
Уже в октябре школьники смогли принять участие в занятиях по новым темам: «Платить и зарабатывать с банковской картой», «Акции. Что должен знать начинающий инвестор?», «Путешествие в историю страхования». Участие в проекте бесплатное.
«После урока “Финансовые инструменты и основы инвестирования” буквально меняется отношение к деньгам. Если ранее ребята задумывались только о том, как нужно их тратить, то теперь они поняли, что деньги можно сохранять и приумножать. На занятии лектор подробно рассказал об азах инвестирования», – рассказали преподаватели Нижегородского промышленно-технологического техникума.
«Проект стартовал в 2015 году, и Нижегородская область была в числе первых регионов, где прошли онлайн-уроки. Наше управление – центр компетенции Банка России по онлайн-обучению финансовой грамотности, и мы транслируем свой опыт на всю страну. Работа над проектом строится в активном взаимодействии с правительством Нижегородской области. Во многом благодаря их усилиям охват школ во время весенней сессии в этом году увеличился с 20 до 80 процентов. Осенняя сессия продлится до 18 декабря, я приглашаю учителей присоединиться к проекту», – отметил начальник управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в ПФО Олег Чупалов.
Несколько лет подряд в Нижегородском филиале НИУ ВШЭ работает Клуб будущих экономистов для учащихся 9–11-х классов.
«Идея клуба в том, чтобы познакомить школьников с профессией экономиста, с возможными карьерными траекториями и просто “погрузить” в университетскую среду. Мы можем говорить, что КБЭ – это дополнительная профориентация для школьников. Надо отметить, что подобная практика есть у ведущих зарубежных и российских университетов», – рассказала Екатерина Сучкова, заместитель декана по работе с абитуриентами и студентами факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Ратует за как можно раннее обучение детей обращению с деньгами экс-редактор русскоязычного «Форбса», экс-банкир, колумнист Bloomberg Леонид Бершидский. Директор Института финансового планирования Евгения Блискавка выпустила самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».
Константин БАРАНОВСКИЙ
Фото Андрея АБРАМОВА