Золотым отливом запестрели поля. Зреют арбузы, дыни, тыква, в садах гнутся ветви от обильно усеянных плодов. Наступила уборка хлебов. Косовица, воховица, молотьба. Тут уж не зевай.
И если весной день год кормит, то тут уж еще больше забот и трудов. По двадцать, восемнадцать часов в сутки работали. И ничего.
Не было места скуке и однообразию.
И так все лето с ранней весны до поздней осени. Неужели так?
Немножко не так. После горячей поры сева, когда шапка с головы упадет, не подыму. Так некогда было.
То период сева до жатвы был затишьем и отдыхом.
А сколько радости и удовлетворения доставляли отелившаяся корова, маленький жеребенок, хрюшка с резвыми поросенками, гусыня с выводком пушистых гусят, куриная мамаша с быстроногими птенцами и многое другое.
Все это заполняло все душевное состояние хлебороба своей своеобразной жизнью и радовало его как творца и созидателя окружающего его маленького мира, и не было места для унылой скучной жизни.
Только ли это?
Нет. Давайте посмотрим далее.
Вся жизнь земледельца была распределена на известные периоды, отрезки времени, воскресные дни, праздники, посты, мясоеды, масленицы, которые более или менее неукоснительно соблюдались и вносили своего рода оживление, разнообразие, подъем духа и в известной мере удовлетворяли его духовные запросы и потребности.
Возьмем воскресенье. Это был абсолютно настоящий день отдыха, строго соблюдавшийся. Шесть дней шла горячая работа. Но в воскресенье уже отдыхай.
Большие годовые праздники как Пасха, Рождество, Троица, престольные праздники были очень желанными днями, и к ним задолго и тщательно готовились, что вносило большое оживление и разнообразило жизнь и труд земледельца. После продолжительного поста с каким наслаждением, аппетитом и удовлетворением готовились мясные и молочные блюда.
Зимние месяцы также были затишьем в жизни хлебороба. В это время большей частью справлялись свадьбы, шли разного рода гулянья, хождение по гостям и приглашение гостей.
До скуки ли тут было и уныния?
Не всегда и не все было мрачно и тогда. Почитайте Гоголя "Ночь перед Рождеством" и для вас будет понятна и жизнь тогдашняя.
Изредка читались и книги, но они были редким явлением и не потому, что было некому и нечего читать, а просто потому, что их было некогда читать.
Если говорить языком статистики или бухгалтерским, то свободного времени было не больше 20% из которых 15% уходило на сон и только 5% было свободного времени на духовные потребности.
Но еще раз напоминаю, что так было только летом. В зимнее время свободного времени было куда много больше. Но тоски не было.
Быть может только для стариков ее не было, а молодежь изнывала от неудовлетворения ее духовных запросов? И этого нельзя сказать.
Почти каждый вечер молодежь собиралась где-нибудь на улице, если летом, а зимой были "досвитки", т.е. специальная хата у какой-нибудь вдовы или старухи-бобылки, нанимаемая молодежью.
И сколько там было веселья, самодеятельности, изобретательности и лихой удали. Хороводы, песни, танцы, гармошка с бубеном. И все это от избытка энергии, молодости, жизнерадостности.
Да вам сейчас и во сне не приснится такое.
Какая же могла быть там скука?
А в церковь ездили с удовольствием потому, что это были встречи молодежи, где они встречались, знакомились друг с другом.
Может быть церковь и религия захватывала, втягивала и угнетала человека? И этого не было.
Правда, церковь от рождения до смерти довлела над человеком.
Все акты жизни человека проходили под наблюдением церкви. Крещение при рождении, венчание при браке, отпевание при смерти все это вела церковь.
Также было обязанностью ежегодное говение и исповедь, а также периодическое посещение церкви, но еще раз говорю, что это было скорее удовольствие, чем угнетение.
Взять к примеру престольные праздники. Старики и взрослые в церкви, а молодежь развлекается в винных палатках, на каруселях и лакомится разными сладостями или смотрит зрелища разного рода.
В пасхальные дни на выгоне устраивалась качеля и там всю неделю шло гулянье молодежи, взрослых и детей. Это был настоящий самодеятельный музыкально-художественный сбор.
Катанье на качели, танцы, песни, игры, хороводы шли здесь непрерывно, живо и увлекательно. И долго потом шли разного рода разговоры об этих увеселениях.
Вообще церковь, вера и религия хотя и сопутствовали в жизни крестьянина-землероба, но держались на определенном расстоянии, т.е. не было уж такого увлечения религиозным фанатизмом о котором так много рассказывают и расписывают в наше время.
Все это тогда укладывалось в какие-то определенные рамки и не выходило из своих пределов.
Все обряды религии выполнялись по мере сил и возможностей.
Так, например, соблюдались все посты, а их четыре в году. Великий пост семь недель, Петров пост 2-3 недели, Успенский пост две недели и Филиппов пост 6 недель. Кроме того среда и пятница каждой недели были постами. Особенно в нашей семье они выполнялись неукоснительно.
Затем соблюдались все праздники и воскресные дни. Причем все это соблюдалось и выполнялось без ущерба для дела и не потому, что так уж были этому преданы, а просто потому, чтобы не быть в ссоре с Богом, со святыми. По поверьям, от выполнения всех этих обрядов и установлений снисходило благополучие и достаток на семью, на хозяйство. Все шло как из воды. А у неверов зачастую шел де и падеж скота, и пожар, и разные несчастья, в общем отсутствовало снисхождение благополучия и достатка во всех делах.
И вот большей частью все это и заставляло относиться с уважением и благоговением ко всему церковному, религиозному, божественному.
Все это крепко переплеталось, жило и существовало вместе с практической жизнью, бытом и трудом земледельца.
Вопиющим беззаконием было отсутствие иконы в доме. Да таких и не было. Как бы ни была бедна хатка, но икона в ней была обязательно, иначе это был басурманин и от него общество отшатывалось как от зачумелого. Но еще раз повторяю, таких не было.
Вот так складывалась, жила и существовала духовная жизнь хлебороба-труженика.
ПРЕДЫДУЩАЯ --- СЛЕДУЮЩАЯ
Понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте класс,делитесь в соцсетях и статей будет больше.