В конце 50-х гг., в самый разгар гонки вооружений и холодной войны, Советский Союз запускает строительство первого в мире надводного судна с ядерной силовой установкой. Строительство началось в 1956 г. и носило кодовое название “Проект 92” (по некоторым данным, такое название связано с ураном - в таблице Менделеева он под 92 номером). Уже 5 декабря 1957 г. судно спустили на воду с именем Ленина на борту. Спустя 10 лет в корпусе одного из реакторов была обнаружена течь, и реактор решили заменить. Только вот нюанс: ледокол строили практически вокруг уже установленной ядерной машины, и никто не подумал, что когда-нибудь реактор из корпуса надо будет доставать. Тогда Ленин отбуксировали в море, задраили все переборки и расположили по днищу корпуса кумулятивные заряды. Потом перекрестились и нажали на большую красную кнопку. Бабах - и средний отсек ледокола Ленин с расположенным в нём реактором, обслуживающими реактор механизмами и не отработанным ядерным топливом ушел на дно залива Цивольки, что рядом с архипелагом Новая земля. Там он и сейчас валяется на радость местной фауне. Ленин был гордостью Советского Союза, на него без конца привозили иностранные делегации и пели им про мирный атом. Но помимо представительской функции, Ленин отлично справлялся со своей основной работой. Благодаря ядерной силовой установке мощностью более 44 тыс. л. с. уже в первый год своей работы ледокол смог увеличить сроки навигации по Северному морскому пути. Закончил он свою трудовую деятельность в 1989 г. Благодаря усилиям активистов и моряков, служивших на Ленине, ледокол решили не утилизировать и сделали из него музей, установив на морском вокзале города Мурманск. Ленин до сих пор является визитной карточкой Мурманска, и посмотреть на него надо всем обязательно.
#параатомныхнедель