Найти тему
Mike Lebedev

"Ирония судьбы": подлинная история создания

Все хорошо знают, что культовая кинокартина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» до того, как стать непременным атрибутом Нового года наряду с «оливье» и холодцом – несколько лет подряд в виде пьесы без особого успеха шла на ряде второстепенных театральных сцен Союза. Гораздо менее известен тот факт, что в авторской редакции сценария речь шла о нелегкой судьбе «выезжающего» футбольного болельщика…

Известный спартаковский «выездюк» Евгений «Лука» Лукашин, злоупотребив на разминке перед вылетом, в состоянии сильного алкогольного опьянения путает рейсы «Аэрофлота». Придя в чувство какое-то время спустя, он с ужасом обнаруживает себя на выездном секторе… но на выездном матче с участием ЦСКА, а вовсе не «Спартака»! По счастью, первой его обнаруживает болельщица с самым армейским именем на свете – Вера, которая за пару часов до начала игры проносит на сектор тридцать килограммов пиротехники и баннер для лошадиного перфоманса. Внезапно вспыхнувшее чувство заставляет Веру спрятать Лукашина под лавкой, покуда его не пропалил Верин «мол.чел.» - по совместительству топ-бой одной из лучших конских «фирм»…

Конец истории был более чем трагичен. В Москве молодые люди так и не встречаются. Верин топ-бой бросает её на третьем месяце беременности ради какой-то разбитной разведенки из Ватутинок, и Вера погибает от сепсиса во время подпольного аборта. Так и не узнав об этом, Лукашин возвращается домой к трём сопливым детям, постылой жене и безысходной работе младшего научного сотрудника в секретном НИИ легких бронетанковых сплавов им.В.Л.Шведова.

Разумеется, в 70-е годы, когда не только понятие «выезда», но даже само слово «фанат» находилось под запретом, экранизация этой оригинальной «лав-стори» была бы чем-то из области ненаучной фантастики. Поэтому в результате жесткой редакторской правки на свет и явилась слезоточивая басня с кучей нестыковок про якобы одинаковые улицы и дома, подошедшие ключи и полноценные комнатные гарнитуры всего за двадцать рублей «сверху». Суровые критики изменили даже показавшееся им чересчур религиозным имя «Вера» на бодрое социалистическое «Надежда», а ужравшийся «в слюни» в восемь часов вечера Лукашин к двенадцати ночи вдруг чудесным образом протрезвел как огурец…И так далее…

В итоге сценарий, своей жизненной правдой способный переплюнуть даже самые сильные вещи Александра Вампилова, был отдан по разделу «комедии» в руки «несерьезного» Э.А.Рязанова…

В общем, получилось то, что получилось.

Но кто теперь скажет, выиграл или проиграл широкий зритель от этой замены…