Многие фанаты ждали от этой картины настолько же гениального фильма, какими гениальными были личности, создавшие музыку группы Queen, но в итоге именно фанатам выпала доля его защищать. Критики назвали фильм банальным сюжетно, неловким кинематографически и сухим по повествованию. В чем же причина признания, даже несмотря на то, каким «посредственным» фильм оказался.
Картина была анонсирована еще в 2010 году гитаристом группы Брайаном Мэем, что внушало доверие, кто как не он мог рассказать о группе такое, что не было ни в одной биографической книге. Быстро пошла производственная фаза, на роль был назначен Саша Барон Коэн, который примерно в это время переживал скандальный актерский пик. Однако производственный ад начался, видимо, примерно тогда же, когда он решил применить свою скандальность на планы создателей. В противовес семейному фильму, он надеялся сделать из Фредди Меркьюри шоумена с такими же безумствами, как у него самого, из-за чего покинул картину. Смена лиц, ответственных за производство, не предвещала ничего хорошего, особенно за две недели до окончания съемок, когда был отстранен режиссер картины Брайан Сингер, на замену которого встал Декстер Флетчер. К счастью и на смену многим вариантам Фредди Меркьюри наконец утвердился чуть ли не лучший кандидат - Рами Малек.
Фильм с непростой судьбой, какой была она и у главного действующего лица картины, в постоянном поиске, в постоянном экспериментировании с концепцией и с неоднозначной общей сюжетной линией. Во многом этот фильм рассказывает скорее о Фредди Меркьюри, чем о группе Queen, хотя никто уже не сможет провести точную черту между ними, а кто пытается, делает это скорее опрометчиво. Но фильм останавливается в повествовании именно на нем, и том, что группа значила для него. Рассматривая сюжетную канву, история действительно не ищет новые способы показа биографии, но и полностью играет стандартными для жанра схемами: о сольных проектах, о любви, о поиске себя. Сюжет проходит все стадии, от резкого подъема, к спуску на самое дно, и приходя в конце к самому пику, которого еще никогда не было.
И действительно, рассматривая каждое событие в истории, оно оказывается каким-то недокрученным, оставленным посередине, недосказанным и попросту не имеющим ценности. На них сделан секундный акцент и дальнейшее обрамление этих событий остается не отмеченным. Для примера, кульминация со сбором денег показана лишь тремя разорванными кусками, которые не дают нам о них переживать, вот ведущий просит пожертвовать в фонд голодающих, вот они ничего не могут собрать, и вот, чудо, на выступлении Queen они собирают круглую цифру. На этом нет эмоционального напряжения, нет осмысления этого события, есть просто факт. И фильм любит бросаться такими деталями, которые, казалось бы, и могут быть вшиты в историю, но в последствии попросту брошены, как в сборник интересных фактов. На этом слое анализа фильм разрывается между альманахом интересных историй о создании песен, байопике с личной драмой.
Но если капнуть глубже, если видеть слой, лежащий параллельно обязательному списку особенностей биографического фильма, то можно услышать… музыку. Музыка разливается по всем двум часам фильма. Это не удивительно в фильме о музыкантах, но здесь музыка - одновременно стихия, персонаж, сюжетный план и ритм, движение, а не просто то, что осталось после автора. Ритмика жизни запечатлена в музыке, что они создавали, а та наложилась на фильм, который показывает их жизнь. Абсолютная синхронность этого завораживает. Тебя захлестывает этой музыкой, раз за разом мелодия прошибает в тебе эмоции. Фильм создает главное – ощущение, атмосферу не просто времени, а духа и жизни людей, которые страдают, любят, живут.
Живой драйв наполняет от этого картину, совершенно не чувствуется фальшивости или наигранности, перед нами живые люди, конечно, этому способствует и актерская игра Рами Малека, который передает все ужимки Фредди с завидной грацией, сразу видно, сколько сил он вложил в роль. Через него мы и можем понять, какого сорта человек он был, эмоционально прочувствовать характер, в котором сочетались столько черт, совершенно неожиданных, но таких необходимых группе. Как он, несмотря ни на что, создает восхитительную музыку, которая жива и по сей день. Он смотрит вдоль горизонта английских холмов и слышит вместе с шумом ветра начальные ноты Богемской рапсодии – вот о чем этот фильм. И о том, как отдать музыке всего себя, а оступившись отдаться с новой силой.
Остальное лишь факты, магия музыки в них совершеннотеряется, но если получилось сочетать все это в непрерывную картину эмоций,музыки и духа, а не сухими фактами, то полноценно переснятый красивыми планами концертодин в один с Live Aid определенно собьет с ног непередаваемым драйвом на долгоевремя. Критики же, наименее чуткие к такого рода вещам, сконцентрировались лишь на том,что в картине имеет дополнительный характер. Фильм же дает больше.Комплексное ощущение. Возможно, подобный подход к музыкальному повествованиюстанет одним из приемов в кинематографе, потому как Декстер Флетчер,заканчивавший съемки этой картины, вскоре выпускает ленту о Сэре Элтоне Джоне, «Рокетмэн»,где в трейлере уже возможно увидеть подобный подход.
Стоит отдать должное совершенному нежеланию капаться в грязном белье, концентрироваться на скандалах и темах нетрадиционной сексуальной ориентации. Эти вещи остаются главной темой других картин, которые раскрывают эти аспекты намного лучше, но этот фильм не про это. Также этот фильм не про смерть Фредди, не про не менее интересную историю, но явно из другого тома нашей истории. Этот фильм – про жизнь. Жизнь в такт этой музыке.
Главным выводом из всего этого, пожалуй будет тот, что эта экранизация наиболее аккуратно подошла к материалу, с заботой и любовью показала одну из выдающихся личностей в музыке прошлого века. Пусть с историческими неточностями, без нарочитой реалистичности, но эмоционально, с откликом и мурашками от музыки.
Снимать фильм про настоящую легенду дело опасное. Снимешь так, чтобы уделить внимание всем тонкостям, и тебя не поймут, снимешь в общих чертах, и фанаты распнут на атрибутике кумира. Чтобы угодить всем, нужно сидеть на двух, а то и трех стульях одновременно, а по качеству превосходить все мыслимые возможности, отбиваясь по эмоциям для зрителя. Но «Богемская рапсодия» так изящно и со всем сознанием собственного дела вскочила на эти стулья, сделала из них пирамиду, что стоит, хоть не особо устойчиво, но совершенно точно эффектно.
Если вам понравилась данная статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это лучшая благодарность.
Еще больше материала на gutenbergpress.ru
Также подписывайтесь на нашу группу Вконтакте